World Sayings.ru - Курдская народная сказка - Мриде Зозани Хорошие предложения для хороших друзей

Английская пословица:

Главная Sayings Помощь Каталог


Курдская народная сказка

МРИДЕ ЗОЗАНИ

   Жили два бедняка. Как-то они решили: «Пойдем-ка ко всевышнему и скажем: „Боже, почему, как бы мы ни работали, мы всегда бедны?" И потребуем у него нашу долю».
   Сказано ― сделано. Пошли бедняки требовать свою долю.
   Увидел их пастух, спросил:
   — Куда путь держите?
   — Идем за своей долей, ― отвечали бедняки.
   — Ей-богу, и я пойду с вами, никак мне не выбраться из бедности, ― обрадовался пастух.
   Оставил он стадо, и двинулись они дальше вместе.
   По дороге один из бедняков сказал:
   — Ладно, дойдем до всевышнего, а что же мы будем у него просить?
   — Я попрошу, чтобы он сделал меня богатым, хочу иметь собственное стадо и кочевать с ним, ― отозвался его товарищ.
   — А я попрошу, чтобы он дал мне сады и огороды, и чтобы там работали мои слуги, ― размечтался второй бедняк.
   Спросили друзья у пастуха:
   — А что ты попросишь?
   — Ничего мне не нужно, никаких богатств, попросил бы лишь жену из благородного рода.
   Услышал всевышний их разговор и отправил им навстречу Амина Джебраила (Амин Джебраил ― букв. «верный Джебраил».) в обраае старика.
   Поздоровались путники со стариком. Он их и спрашивает:
   — Сынки, куда путь держите?
   — Идем ко всевышнему за своей долей, отец.
   — Что ты будешь просить? ― обратился он к одному из них.
   — Побольше богатства и скота. Тогда я в свое удовольствие проводил бы время.
   — Что ж, ― сказал старик, ― ставь свою ногу на мою.
   Только бедняк поставил ногу на ногу старика, как по божьей воле его что-то подхватило и понесло. Он закрыл глаза от страха. А когда открыл, видит ― попал в незнакомую деревню. У одного дома собрались люди. Подошел ои ближе ― тьфу, тьфу, подальше от этих мест (Распространенное охранительное выражение.), оказывается, человек умер, повезли его хоронить. Похоронили, вернулись, побыли односельчане со вдовой, повздыхали с ней и разошлись. Вдовой оказалась молодая женщина. А она уже приметила незнакомца, видит, что он не собирается уходить, и спрашивает:
   — Добрый человек, кто ты?
   — Я чужестранец и не знаю теперь, куда мне идти.
   — Ну, если так, ― говорит вдова, ― на улице уже вечер, оставайся у меня ночевать.
   Принесла она воду, поставила еду на стол. Гость спросил:
   — Раба божья, ты теперь одна осталась?
   — Да, ― ответила она.
   — И нет у тебя ни родственников мужа, ни своих родных?
   — На всем белом свете был у меня один муж, и того я сегодня похоронила.
   — Ты не против, если я останусь у тебя?
   Вдова согласилась, и бедняк остался у нее.
   Теперь посмотрим, что стало с двумя другими путниками. Амин Джебраил спросил у второго:
   — Чего бы ты пожелал?
   — Я хотел бы иметь большой сад и огород, чтоб там работали слуги, а я бы наслаждался своим богатством.
   Тогда старик сказал:
   — Ставь свою ногу на мою.
   Только поставил бедняк свою ногу на его ногу, как по божьей воле очутился в незнакомом месте.
   Видит — выходит из сада какой-то старик с большими корзинами, полными фруктов.
   — Салам-алейкум, отец! — приветствовал его бедняк.
   — Алейкум-салам, сынок! Кто ты? Откуда и куда путь держишь?
   — Отец, я и сам не знаю, где нахожусь. Открыл глаза ― тебя увидел.
   — Сынок, одинок я на этом свете, не хочешь ли стать моим сыном?
   — Почему бы и нет?
   — Есть у меня дочь, за тебя ее и выдам, ― пообещал старик.
   Поженились молодые. Пусть они остаются вместе жить-поживать, а мы вернемся к старику и пастуху.
   — А ты чего хочешь? ― спросил Амин Джебраил.
   — Хочу иметь жену из благородной семьи.
   — Ну, коли так, иди за мной, ― сказал старик.
   Превратился он в юношу, и пошли они вместе в деревню, где свадьбу играли. Остановились в одном доме. Вечером хозяйка дома нарядила своих детей и обратилась к гостям:
   — В нашей деревне свадьба, и мы приглашены, если хотите, пошли с нами.
   — Конечно, ― обрадовались гости, ― с удовольствием пойдем.
   Пришли они на пиршество. А там собрались все жители деревни.
   Попросил Амин Джебраил воды, выпил ее. Прошло некоторое время, смотрят люди, а в доме не стало дверей ― ни войти, ни выйти.
   Амин Джебраил сказал:
   — Слушайте меня, люди, если вы не отдадите невесту моему товарищу, двери никогда не откроются, отдадите ― двери снова появятся.
   — Как же так, дорогой, ― говорят люди, ― здесь полно девушек, укажите на любую, и она ― ваша.
   — Нет, ― говорит Амин Джебраил, ― мы хотим только невесту.
   — Тогда пойдем к тому, кто хозяин на свадьбе, спросим его.
   Услышал хозяин, чего хотят чужие гости, позвал к себе жениха и рассказал ему обо всем. Ответил жених:
   — Отец, лучше нам по доброй воле отдать невесту, чем всем гостям погибнуть в нашем доме.
   Только они согласились, как по божьей воле двери раскрылись, путники забрали невесту и пустились в путь.
   Привел пастух невесту в дом. Наступил вечер, а в доме нет никакой еды.
   Тем временем и родственники невесты опомнились:
   — Нас обманули, отняли невесту, увезли. Надо догнать их!
   Родственники приехали к пастуху, отобрали девушку и вновь привезли в тот дом, но двери опять исчезли. Тогда старики решили:
   — Ничего не поделаешь, отдайте им невесту, и пусть уходят.
   Вернулся пастух с невестой домой. Она и спрашивает его:
   — Ты эту деревню знаешь?
   — Да.
   — Так сходи в какой-нибудь дом, попроси хлеба. А утром ты пойдешь стадо пасти, а я хлеба достану.
   Постучался он в дом к одному старику. Видит старик ― пастух вернулся.
   — А, пастух! Где это ты пропадал целых три дня? Бросил скот без присмотра, народ на тебя жалуется.
   — Я женился, ― говорит пастух.
   — Как женился?
   — Взял да и женился.
   — Так чего ты хочешь?
   — Мы голодны.
   — Посмотрите на него, женился, да еще голодный, ― повернулся старик к жене и сказал ей:
   — Дай-ка им хлеба.
   Принес пастух хлеб домой, поели молодые. Задумался пастух, скрестил руки на груди. Жена спросила:
   — Теперь что тебя печалит?
   — Я завтра пойду пасти скот, но как же ты, подобная розе, в своем красивом платье пойдешь просить хлеба?
   — Иди выпроси для меня у старика что-нибудь похуже, я переоденусь и пойду собирать хлеб, а вечером поедим.
   Пришел пастух к старику:
   — Ну а теперь зачем пришел, с добром ли?
   — Да, отец, с добром. Только вот нет у моей жены одежды, не найдется ли у вас старого тряпья, чем бы ей хоть прикрыться?
   — Э, парень, ты невесту привел в дом, но ведь не голую же? Жена, ― окликнул он старуху, ― принеси-ка свои старые платья, какие есть, пусть отнесет своей молодой.
   Утром пастух погнал стадо, а жена осталась дома. К вечеру собрала она хлеб. Муж вернулся, стали они ужинать. Пускай они остаются здесь, а мы посмотрим, как живут те двое бедняков.
   Тот, кто мечтал иметь большое стадо, остался жить в доме у богатой вдовы. Второй тоже приобрел все, о чем мечтал.
   И вот Амин Джебраил решил их испытать, посмотреть, какими их сделало богатство. Прикинулся он нищим, оборванцем, пришел к одному, видит ― сидит бывший бедняк на куче дошеков (Дошек ― толстый шерстяной стеганый матрас.), а слуги доят овец. Подошел он поближе, слуги спросили его:
   — Чего тебе?
   — Ага, ― обратился Джебраил к хозяину, ― я болен и скоро умру.
   — Ну и чего ты от меня хочешь?
   — Лекари говорят ― надо мне попить молока от черной овцы, тогда выздоровею, иначе нет мне спасения.
   — О-го-го, посмотрите на него! Вместо того чтобы попросить кусок хлеба, он хочет молока от моей единственной черной овцы, которую только что подоили. Ты что же, думаешь, ради тебя ее снова доить будут?
   Как ни умолял, ни просил нищий богача, тот не дал ему молока. Тогда по божьей воле богач вновь превратился в прежнего бедняка. Оглянулся ― а он на той же дороге.
   Пошел Амин Джебраил ко второму бедняку, который стал хозяином садов и огородов. Вновь он прикинулся хромым и нищим. Вошел в сад, смотрит ― чего ни пожелает душа, все есть в саду. Работники трудятся, богач отдыхает. Увидел хозяин нищего, спросил:
   — Чего тебе надо?
   — Ради бога, дай мне гроздь винограда, на которую солнце не глянуло.
   — Смотрите-ка на этого оборванца, ― рассердился хозяин, ― чтобы тебе отыскать такую гроздь, мне придется человека отрывать от работы. Уходи, не мешай работать.
   Выгнал он странника из сада и тут же по божьей воле из хозяина виноградника превратился в бедняка в тех же лохмотьях и на той же дороге.
   Пусть они идут своей дорогой, а Амин Джебраил пошел навестить пастуха. Вышла жена пастуха навстречу старику, пригласила его в дом, угостила чем бог послал, но старик ни к чему не притронулся.
   Вечером вернулся муж домой, жена говорит ему:
   — Слушай, зашел к нам старик, оборванный, нищий. Как я его ни потчевала, он к еде не притронулся.
   Вошел пастух в дом, поздоровался с гостем, спросил:
   — Отец, скажи, чего твоя душа желает?
   — Ничего, сынок, мне не надо, я болен и скоро умру. Но лекари говорят ― надо помазаться кровью шестимесячного ребенка, тогда выздоровею.
   А у пастуха был ребенок, и как раз шести месяцев. Муж и жена переглянулись. Пастух и говорит жене:
   — Женушка, мы еще молодые, у нас еще будут дети. Давай, ради бога, пожертвуем своим дитятей, спасем жизнь старца.
   Так и сделали. Кровью ребенка они обмазали тело старика и уложили его в постель.
   К рассвету встал Амин Джебраил, пожалел о содеянном, провел райскими перьями по шее ребенка, тот ожил и заплакал. От его плача проснулись родители.
   Жена говорит:
   — Я слышу плач ребенка.
   — Э, ― говорит пастух, ― это соседи утром идут на свои огороды, а тебе слышится детский плач.
   Но тут вновь послышался плач. Подошли они к люльке — ребенок живой, да еще золотое кольцо на шее.
   Бросились они в ноги к старику.
   — Ради бога, скажи, кто ты?
   Желание пастуха исполнилось, сделался он хозяином богатых пастбищ.
   С тех пор пастуха прозвали Мриде Зозани (Мриде Зозани ― букв. «мурид, живущий на летовье»."). И до сих пор он живет на летовье богато и счастливо.


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 239 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315




С помощью поиска можно
выбрать лучшую народную мудрость мира,
необходимую именно Вам и именно сейчас.
Поиск по всей коллекции:
"Пословицы и поговорки народов мира"
World Sayings.ru



Главная | Sayings | Помощь | Литературный каталог



NZV © 2001 - 2018