Узбекская народная сказка
СТРАНА СУСАМБИЛЬ
Было то или не было, но в давние времена жили в одной стране ишак и вол. За день вол пахал столько земли, сколько другой не мог бы вспахать и за три дня, а когда он под вечер, усталый и измученный, приходил в свое стойло, ему бросали сноп сухих сорговых стеблей. Ишак же ничего не делал, с утра до вечера лежал на солнышке и грелся. Поили ишака не водой, а молоком, кормили не сеном, а сочным клевером. Однажды приплелся вол с работы, еле волоча ноги от усталости, и принялся за свои стебли. Пожевал, пожевал немного, а больше не может. — Эй ты, почтенный! — окликнул он ишака. — Дай-ка мне немного своего корма, уж больно мне эти стебли поперек горла стали! Пожалел ишак вола и дал ему своего сочного корма. Зашел в хлев хозяин, смотрит: осел съел весь корм. — Эге, поглядите, как мой ишак лопает, молодец, — сказал он и подбросил еще сноп клевера. Потом глянул в кормушку вола и раскричался: — Ах ты, скотина, почему не жрешь? Завтра сляжешь. На пашне кто будет пахать? Мамаша твоя, что ли? Схватил дубинку и давай колотить вола, аж из его шкуры пыль полетела. С тех пор ишак стал давать волу каждый день часть своего ужина. Раз заглянул хозяин в хлев, видит такую картину: вол уплетает себе корм ишака, а тот стоит и потчует: «Кушайте, почтеннейший!» Рассвирепел хозяин, набросился е дубиной на ишака: — Ах ты, умник ишак, а! Разжирел, салом зарос! Добром хозяйским стал разбрасываться, бездельнику волу корм отдаешь! Ну ладно же. Крепко отколотил друзей и ушел. На следующее утро хозяин сказал: — Так-так. Теперь ваш черед, господин ишак, пахать, а ну-ка пожалуйте! Надел он ослу на шею ярмо и погнал в поле. Весь день пахал ишак до седьмого пота". А вол грел свое брюхо на солнышке. Вечером хозяин крепко привязал ишака в стойло вола и бросил ему сухих стеблей. А волу в кормушку положил клевера. Ишак взмолился. — Слушай, друг, я пожалел тебя, когда ты был голоден. Ты видишь мое положение. Дал бы мне хоть немного сочного клевера. А вола обуяла жадность. — Ты же видишь,— пробурчал он,— мне самому не хватает. Как же я тебе дам? Бедняга ишак смирился со своей участью. А хозяин теперь каждый день запрягал его в ярмо. Еще недавно тощий, с выступившими ребрами вол отъелся и разжирел, а осел отощал и стал похож на суховатый ствол карагача. Невмоготу стало ишаку. Однажды сказал он волу: — Что мне делать? Как мне избавиться от побоев и мучений? Хозяин колотит меня так, что живого места на моей шкуре не осталось. — Завтра, как оденут на тебя ярмо, — посоветовал вол, — ты не двигайся с месса. Хозяин сжалится над тобой, скажет «Бедный мой ослик, устал» — и даст тебе отдохнуть. Утром запряг хозяин осла в ярмо, а тот ни с места. — Ах, так! — закричал хозяин и начал бить ишака. Тот не выдержал и пошел. Вечером хозяин привел его домой и привязал. Усталый, ишак лежал и думал: «Эх, брошу все и унесу куда-нибудь свою голову». Вскочил да как рванет веревку, веревка лопнула, и он выбежал прямо на улицу. Пусть ишак бежит себе, а вы послушайте про петуха. Один жадный мельник держал петуха и кур, но ни одной горсти зерна им не давал. Петух и куры бегали по двору, подбирали просыпанные зерна и тем были сыты. Однажды петух зашел на мельницу и начал клевать пшеницу. — Кши, проклятый! — закричал мельник и бросил палкой в петуха. От удара бедняга петух перевернулся и завопил от боли: — Ку-ка-ре-ку! Перелетел он через забор и пошел куда глаза глядят. Шел петух по дороге, видит: шагает ишак. Поздоровался с ним петух: — Салам, ишак! — Салам, — ответил ишак. — Путь-дорога далека ли? — Да вот иду в Сусамбиль! — А что это за место Сусамбиль? — спросил ишак. — А такое вот место, где пастбища с чистой водой и густой травой, и никому ни до кого там дела нет, — ответил петух. Так шли они вдвоем, горюя и жалуясь друг другу на свою долю. Шли они долго, прошли много и наконец вышли в степь. Шли-шли по степи, вдруг прилетела пчела и укусила осла в шею. — Эх ты, пчела, — рассердился ишак, — что ты нашла во мне, чтобы жалить? Растаял жир мой, сошел на нет, все соки пропали и шея стала чахлой, словно тростинка. Сколько ни кусай, никакой пользы не получишь. Похоже, что и ты такая же несчастная, как и мы. Пойдем лучше с нами вместе. — А куда вы идете? — спросила пчела. — Мы идем в Сусамбиль. — А что это за место Сусамбиль? — А такое вот место — с чистой водой, с густой травой. — Ну тогда и я полечу. — Ладно, лети. — У меня есть товарищи. Можно их позвать? — Ну иди, зови. Ишак с петухом услышали сильный гул. Смотрят — за ними тучей летят пчелы. Так вместе с ишаком и петухом отправились они дальше. Пусть они направляются в Сусамбиль, а вы послушайте про другое. Жили в степи два тушканчика — муж и жена. Есть им было нечего. Каждый день муж с женой уходили далеко-далеко в поисках пищи, рыли землю, мучились и не могли достать даже горсточки зерна. В тот самый день муж-тушканчик говорит жене: — Выйдем-ка сегодня, старуха, на дорогу. Вдруг на наше счастье пройдут прохожие, и мы что-нибудь у них выпросим. Вышли они на дорогу, смотрят — шагают ишак, петух, а над ними летят тучей пчелы. Попросили тушканчики покормить их. Петух остановился и сказал: — Эх, друзья, и вы, оказывается, такие же голодные, как и мы, бродите по дорогам в заботе о том, где бы добыть пропитание. Если хотите добыть пишу, идемте с нами. — А далеко ли вы идете? — спросили тушканчики. — В Сусамбиль. — А что это за место Сусамбиль? — Сусамбиль — такое место, где пастбища с чистой водой да с густой травой. — Ну тогда уж и нам идти с вами вместе, — сказали тушканчики. Пошли они все вместе. Шли они, вдруг слышат, кто-то кричит вдали и скачет во всю прыть. Остановились они, смотрят, а это вол. Подбежал вол и поклонился всем: — Салам! Куда вы идете? — Мы идем в Сусамбиль. — Мы идем в Сусамбиль. — А что это за место Сусамбиль? — Сусамбиль — такое место, где луга с густой травой и с чистой водой. — Ну тогда и мне с вами по пути, — сказал вол. — Что ж с вами случилось, уважаемый вол? — спросил ишак. — Когда мы с вами расставались, жили вы сытно и сладко. Тогда вол начал свой рассказ: — После вашего ухода хозяин вывел меня на бой с быком. Я победил того быка, заставил его бежать. Потом хозяин устроил бой еще с одним, быком. Его я тоже победил. Но уже с трудом. Потом думаю: «Плохо дело! Будут водить быков, пока один из них меня не убьет». Заснул я в своем стойле и вижу сон: будто большой бык подошел ко мне и засопел: «Ага, попался, вот я тебя проучу!» Отступил я немного назад да так боднул, что бык завопил. Проснулся я, смотрю — хозяин мой лежит передо мной, задрав ноги к небу. Оказывается, хозяин явился в хлев ночью подбросить мне корму, а я его во сне ударил рогами. Пришёл он в себя, встал, привязал, к столбу и давай меня бить палкой. Бил-бил — всю шкуру мне изорвал в клочья. Взяла меня обида. Не говоря ни слова, отправился я потихоньку в путь, — закончил вол свой рассказ. Так и пошли они: вол, ишак, петух, тушканчики, а пчелы летели. Шли они путем-дорогой. Долго шли, много прошли и, наконец, пришли в Сусамбиль. Увидели они прекрасную долину — воздух чистый, трава зеленая, зреют дыни, на лозах висят виноградные гроздья, на деревьях урюк, яблоки, груши, всевозможные плоды, какие только есть на свете. Тут наливаются колосом ячмень и пшеница, там зеленеет на полях клевер с цветущими головками. Кругом изобилие, всего много. Стали наши путешественники жить в Сусамбиле. Никто их не бьет, не ругает: вол вместе с петухом пшеницу жнут, ишак на спине урожай перевозит, тушканчики в амбар складывают. Пчелы сок цветочный собирают, мед делают. Живут вол, ишак, петух, тушканчики, пчелы радостно и счастливо, беды никакой не знают. Пусть они живут, а вы послушайте про другое. На окраине Сусамбиля высились горы со снежными вершинами, а в этих горах было много волков. Однажды знатные волки собрались на высокую гору к своему падишаху. Сидели, жаловались: времена стали плохие, в горах всех диких козлов сожрали. Голодно стало. Вдруг падишах видит сверху: вол, ишак и петух ходят по сусамбильским лугам — пшеницу жнут. — Эге, — сказал падишах, — вон там, смотрите, гуляет кебаб. Вскочили волки, зубами защелкали. Посмотрели в ту сторону. У всех даже слюнки потекли. Падишах сказал: — Пусть десяток храбрецов пойдет в долину и пригонит кебаб сюда. Один волк-хвастун выскочил вперед и, виляя хвостом, сказал: — О шах, неужели с ишаком, волом и петухом будет возиться целый десяток волков. Разрешите, я пойду один и пригоню их сюда. — Э, да ты ничего не сумеешь сделать, — перебил его другой волк. — Уж лучше я пойду. Тут оба волка сцепились и стали грызться. — Прекратите драку! — закричал падишах. — Идите вдвоем. А остальные пусть приготовят шашлычные шампуры, и разведут огонь. Два волка с радостным воем кинулись в долину Сусамбиль. — Иа, иа, иа! — закричал ишак. — Волки! Спасайся кто может! — и хотел ускакать. — Ку-ка-ре-ку! — закричал петух и вспорхнул на спину ишаку. — Стой, трус, ты надеешься на крепкие свои ноги! — Что же делать? — промычал вол. — Волков много, зубы у них железные. — Вот что, — сказал петух. — У вола могучие рога — он будет бодать, у ишака крепкие копыта — он будет лягать, у пчел острые жала — они будут жалить, тушканчики выроют норы, чтобы волки спотыкались. — А ты что будешь делать, крикун? — спросил, дрожа от страха, ишак. — А я буду командовать. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! А волки тут как тут. — Ты бери вон того, — сказал один из них другому, указывая на ишака, — а я возьму вот этого, — мотнул он головой в сторону вола и кинулся к нему. Вол отступил несколько назад, разбежался да как ударит рогами, — волк кубарем полетел, перевернулся семь раз. Другой волк подскочил к ишаку, ишак повернулся к нему задом да как лягнет обеими ногами. Волк кубарем полетел, перевернулся семь раз. Тут налетели пчелы тучей и давай жалить волков в нос, в глаза, в язык. Взвыли жалобно волки и, чуя гибель, бросились бежать туда, откуда пришли. Бежали и на каждом шагу лапами в норы тушканчиков попадали, чуть все ноги не обломали. А в горах в надежде, что посланные шахом храбрецы вот-вот пригонят вола и ишака, волки приготовили побольше шашлычных шампуров, нарезали луку, заправили тмином и уксусом и ждут. Вдруг видят они, что храбрецы бегут обратно, окровавленные, с распухшими мордами. — Что случилось? — спросил падишах. — Эх, шах! — взвыли посланцы. — Это не кебаб там ходит, как вы изволили сказать, а волчья погибель. И они наперебой начали рассказывать, что с ними случилось. — Это напасть, — сказал первый «храбрец». — Там ходит сам ангел смерти Азраил, в руках у него железная палица. Как махнет он этой палицей, каждый семь раз перевернется и без чувств падает на землю. — Э, ты не видел, — сказал второй «храбрец». — У них есть один богатырь, голос у него, точно труба, а кулаки у него железные, как ударит — семь раз перевернешься, только тогда встанешь! — Э, ты не знаешь,— сказал первый «храбрец». — Там есть удалые воины. Они как начнут острыми пиками колоть, так все тело начинает зудеть и нестерпимо болеть. — С ними вместе пришли и могильщики! — закричал второй «храбрец». — Мы еще не умерли, а они для нас по десять могил вырыли. В них мы попроваливались, чуть все лапы не поломали. Первый перебил: — Есть у них и трубач — карнайчи... Забрался он на дерево и давай так трубить, что мы чуть не оглохли. Перепугались волки не на шутку. Падишах тоже струсил. — Что ж нам теперь делать? — сказал он. — Не пойти ли нам всем против них? — Нет, шах! —завыли волки. — Это такая напасть, что если соберутся даже волки со всего света и то ничего с ними не сумеют сделать. А вы думаете, что за ними никого нет? О, за ними несметная сила! — Ну, тогда лучше нам уйти отсюда, — сказал волчий шах и побежал так быстро, что только его и видели. Бросив впопыхах шашлычные шампуры, лук, заправленный тмином и уксусом, волки бросились, поджав хвосты, в горы. В Сусамбиле от них не осталось и духу, а наши друзья зажили спокойной радостной жизнью.
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
Одежда для беременных в Саратове магазины для будущих мам в Саратове.
|