
Татарская народная сказка
ОДИННАДЦАТЫЙ СЫН АХМЕТ
Жили, говорят, в старые времена муж и жена. Жили они своим трудом, достатка были среднего. И было у них десять сыновей. Скоро выросли сыновья, окрепли, помогать родителям стали. А потом пришла пора им и в люди выходить. У родителей же в это время родился одиннадцатый сын. Ахметом его назвали. Настал день, когда старшие сыновья собрались и ушли из дома. А Ахмет остался, мал ещё был. Братья же его, как родные места покинули, так и пропали, ни слуху ни духу. Вот подрос одиннадцатый сын. Озорным, задиристым стал, начал уже и мальчишек поколачивать. Старики выговаривали как-то ему, да и обмолвились: — Да ты вроде ещё бойчей, чем старшие братья... «Неужто у меня были старшие братья?» — подумал Ахмет. Вернулся он однажды с прогулки и спрашивает мать: — Мама, разве у меня были старшие братья? — Нет, сынок, — та отвечает, — не было у тебя братьев. Сказала бы правду, да боится, что и этот, как старшие, из дому уйдёт. Исполнилось Ахмету пятнадцать лет. Рослым и видным стал, сильнее братьев своих. Приходит как-то домой и опять к матери: — Мама, милая, почему ты от меня скрываешь? Расскажи мне, пожалуйста, о старших братьях... Если были они — что за люди? Всплакнула мать и призналась: — Да, сынок, были у тебя десять старших братьев. Когда младшему из них восемь исполнилось, ушли они из дому. И вот уже пятнадцать лет нет о них вестей... Уж не знаю, живы ли, нет ли... Утешает её Ахмет: — Не плачь, мама, милая, всё равно я их найду. И ушёл Ахмет из дому на поиски братьев. Еды с собой взял мало. Где птичьи яйца отыщет, где подаянья попросит — тем и жил. Очень долго он искал братьев. Не один месяц, не один год. И забрёл однажды в дремучий лес. Ночь настала, страшно. Однако не таков был Ахмет, чтобы обратно поворачивать. Будь что будет, думает, всё равно рано или поздно смерти не миновать. И вдруг видит он впереди огонёк. Пошёл джигит прямо на него и выбрался из чащи к большому дворцу. Спросил разрешения войти — никто не отвечает. Зашёл Ахмет и видит: никого там нет, кроме безобразной старухи. Поздоровался с ней джигит и спрашивает: — А ты кто, бабушка, будешь? — Я из рода джиннов, — старуха отвечает. — А ты сам какого роду-племени? — Человеческого я роду-племени, — джигит говорит. — Если ты человек, то по ошибке попал сюда... — Нет, не по ошибке, — Ахмет говорит, — просто дороги не знал, вот и шёл на свет. — Прийти-то ты пришёл, да вот уйдёшь-ли целым и невредимым. Одиннадцать злых сыновей-джиннов со мной живут. Вот вернутся они — разорвут тебя на клочки. — Может, сначала узнать захотят, кто я такой, — говорит Ахмет. — А узнав, может, и не разорвут. А пока не вернулись — не найдётся ли у тебя чего-нибудь перекусить, бабушка? А старуха как раз ужин готовила, чтоб сыновей накормить. Принесла она Ахмету еду. Съел он и ещё просит. Ещё принесла. Опять не наелся джигит. Что ни притащит старуха — всё мало. Наконец, насытился и спать лёг. На рассвете, когда Ахмет сладким сном спал, возвратились сыновья старухи. — Что за дух человечий у нас дома? — спрашивают. — Да вот, путник забрёл, — мать отвечает. — Давайте съедим его, — говорят джинны. Но старший из них иначе думает. — Съесть, — говорит, — всегда успеем. Сначала узнать надо, кто такой. Может, он нам пригодится. Разбудили Ахмета. Поздоровался с ними юноша, спрашивает: — Чем вы промышляете, какими заботами живёте? — Чем ни промышляем, а сыты всегда бываем, — джинны отвечают. — И забот у нас больших нет. А всё же есть одна вещь, которой мы добиться никак не можем. — Какая же? — спрашивает гость. — Живёт недалеко отсюда один падишах, а у него одиннадцать дочерей-красавиц. Хотим мы их украсть, да не получается. Есть в городе падишаха десять братьев-джигитов, они нам и мешают. Никак с ними справиться не можем. Ахмет говорит: — Вы меня отпустите, а я придумаю, как вам дочерей падишаха заполучить. Обрадовались джинны, не знают, как джигиту и угодить. Поили его, кормили, а потом спрашивают, не нужно ли ему что-нибудь, чтобы с делом справиться. — Запрягите мне пару лошадей, — говорит Ахмет, да денег побольше дайте. Доберусь до города, и от тех десяти джигитов только пух да перья полетят. Удивились джинны: неужто сильный такой? Предлагают Ахмету: — А давай, батыр, сначала поборемся. Хотим мы силу твою испытать. Начали бороться — ни один против Ахмета не устоял. И отправили они его в дорогу, в город падишаха. Едет он, а сам думает: не иначе эти десять джигитов мои братья. Надо мне скорей их найти. Добрался он до города, стал каждого встречного расспрашивать, не слыхал ли тот, где десять джигитов живут. — На окраине, — говорят ему, — стоит дом без ворот, без забора — туда иди. Отыскал Ахмет дом, зашёл, видит: человек сидит. Поздоровался джигит, спрашивает: — А кто в этом доме хозяева, кто здесь живёт? — Мы живём, — отвечает человек, — десять братьев. А больше никого, нет у нас ни жён, ни родителей. — А откуда вы родом? — Да мы и сами не знаем, — хозяин отвечает. — Знаем только, что мы сыновья одной матери. Я самый младший, а старшие ещё на работе. Потом спрашивает Ахмета: — А сам-то ты откуда? — Вот братья твои вернутся, — говорит тот, — скажу. Долго же я вас разыскивал. Возвратились старшие братья, видят: гость у них какой-то сидит, крепкий такой. — Откуда ты приехал? — спрашивают. Рассказал им Ахмет, откуда он и кто его отец и мать, и кого он здесь ищет. Обняли его братья, заплакали: — Значит, ты наш младший братишка!.. А Ахмет от радости ног под собой не чует. Усадили его за стол, начали угощать. Рассказал джигит братьям, что у джиннов побывал. И стали они думать, как им джиннов одолеть. Думали, думали, да и надумали. И отправился Ахмет обратно к джиннам. — Видел я, — говорит им, — тех джигитов. Ничего не стоит с ними справиться, они мешать не станут. Взял он острый кинжал, и отправились они за дочерьми падишаха. Подобрались ночью ко дворцу. Ахмет первым по верёвочной лестнице в окно полез. Взобрался и у окна встал. За ним старший джинн лезет. Выхватил джигит кинжал и отсёк ему голову. Потом вниз сердито кричит: — Эй, поторопитесь! Один за другим джинны лезут — к девушкам торопятся. А Ахмет им одному за другим головы отсекает. Расправился он со всеми и положил мёртвых джиннов у дверей дворца. А потом зашёл в спальню дочерей падишаха, собрал золотые кольца с именами девушек и к братьям вернулся. Рассказал им всё, как было. А надо сказать, что во дворце падишаха жили пять батыров. И так падишах боялся джиннов, что пообещал этим батырам пять своих дочерей в жёны отдать, если от джиннов его избавят. Увидели батыры мёртвых джиннов и, как только падишах проснулся, помчались ему радостную весть сообщить. Мы, говорят, врагов твоих убили. Обрадовался тот. Говорит: — Я своё слово сдержу. Выбирайте себе невест. Назначил падишах день свадьбы. Всех жителей города — стариков и старух, мужчин и женщин, детей — всех, кто ходить может, во дворец пригласили. Вот этот день настал. Отовсюду народ собрался. Батыры на почётном месте сидят. Падишах спрашивает: — Все пришли? Никто дома не остался? Кто-то говорит: — Великий падишах, на краю города десять работников живут. Что-то их здесь не видно. Послал падишах к братьям гонца. А те не идут: пусть падишах, говорят, лошадей за нами пришлёт. Обиделся падишах. Приказал десяти своим воинам силой дерзких работников привести. А братья девятерых в клеть заперли, а десятого обратно отправили: «Передай падишаху, говорят, что не боимся мы его воинов, пусть хоть сто присылает». Рассердился падишах, однако торжества портить не захотел. Велел запрячь хороших лошадей и снова послал за джигитами. Наконец приехали они. Пора свадьбу начинать. Падишах спрашивает: — Ну, теперь уж никого нет, кто бы не явился? — Никого, — говорят. Тогда падишах к гостям обращается: — История этой свадьбы, — говорит, — такая. Хочу, чтобы все знали. Пятеро храбрых джигитов убили моих врагов-джиннов, которые много горя мне принесли. Вот за это я и отдаю батырам пятерых моих дочерей! Возликовали люди, о таком подвиге услышав, в ладони захлопали. И начался пир. Дочери падишаха принялись гостей обходить, шербетом, винами угощать. Вот младшая из них к Ахмету подошла. Взял джигит левой рукой кубок. Удивилась девушка. — Нет, — говорит, — возьми правой, как положено. Протянул Ахмет за кубком правую руку, а на ней кольцо золотое блеснуло, из тех, что он в спальне девушек взял. Узнала дочь падишаха своё именное кольцо, но промолчала, пошла дальше гостей обносить. Вслед за ней и другие дочери падишаха стали Ахмета и его братьев угощать. И каждая своё кольцо на руке одного из джигитов увидела. А Ахмет встал и с просьбой к падишаху обратился: — Великий падишах, — говорит. — А нельзя ли нам увидеть, что за люди батыры твои? Пусть расскажут, как они с джиннами управились. А ещё лучше — хоть одну голову джинна сюда принесут. Приказал падишах показать народу голову джинна. Пошёл к голове один батыр, хотел её поднять, но даже с места сдвинуть не смог. Второй ему на помощь пришёл, третий, четвёртый, пятый — и вместе не осилят. Вернулись батыры назад. — Лошадь нужна, — говорят. Засмеялся Ахмет: — Если вы одну голову поднять не можете — как же вы их убить могли? — Подошёл он к падишаху: — Позволь, великий падишах, назвать тех, кто на самом деле тебя от джиннов избавил! Пошёл Ахмет к джиннам, взял одну голову, принёс и положил перед падишахом. Потом братьев своих к себе подозвал: — Вот кто твоих врагов убил, — говорит. Понял падишах, что обманули его батыры, разгневался и приказал в зиндан (Зиндан – тюрьма, темница.) их бросить. А тут ещё дочери ему о кольцах сказали. Увидев у них кольца с именами его дочерей, падишах окончательно братьям поверил, — Простите меня, — говорит, — батыры. Не знал я, что вы мои спасители, лукавым обманщикам доверился. Повёл он братьев к себе, богато одел и выдал за них своих дочерей. Не зря люди на свадьбу пришли — пир горой пошёл! Хорошо братья зажили. Падишах каждому из них отдельный дом выстроил. А Ахмета с младшей дочерью при себе оставил. Вот однажды Ахмет взял собаку, ружьё и отправился на охоту. И жена с ним пошла. Вдруг поднялся сильный ветер и в небе появилась чёрная туча. Спустилась эта туча на землю и унесла Ахмета. А жена его осталась. Вернулась она домой и, плача, рассказала всё отцу. Загоревал и падишах, да что делать... А туча та была не простая. Это падишах джиннов, дед тех одиннадцати, Ахмета в свой дворец за гору Каф унёс. А руки-ноги джигита в железные кандалы заковал, чтобы тот уйти не мог. — Что, Ахмет, попался? — говорит. — Давно я за тобой охочусь... А этот джинн был влюблён в дочь падишаха Солнца и давно пытался заполучить красавицу, да ничего у него не выходило. Тот падишах свою дочь за тремя замками держал, чтобы никто её неописуемой красотой и любоваться не мог. И только за того обещал выдать, кто ему у падишаха Алмаза коня с золотыми копытами добудет. Но как ни старался падишах джиннов этого коня выкрасть, каждый раз ни с чем возвращался. И вот однажды падишах джиннов рассказал Ахмету про коня с золотыми копытами и говорит: — Приведёшь мне этого коня — отпущу тебя. «Ладно, — думает джигит, — добуду ему коня». И отправляется в путь. Много дорог прошёл Ахмет, измучился и присел отдохнуть на развилке. Вдруг откуда ни возьмись какой-то старик. — Куда путь держишь, сынок? — Коня с золотыми копытами добывать иду. Говорит старик, услышав это: — За трудное дело ты взялся, джигит. Непросто этого коня увести. Но я тебе подскажу, как это сделать. Возьми с собой уздечку. Когда дверь конюшни отворишь, увидишь рядом с конём на стене узду. Конь красив, а та узда в три раза красивее. Но ты на неё не заглядывайся, а пуще в руки не бери. Коснёшься её — колокольчик во дворце зазвенит и стража примчится. Свою уздечку на коня надень, когда уводить станешь. Сказал это и исчез. Отправился джигит дальше. Вот добрался он, наконец, до дворца падишаха Алмаза, подкрался ночью к конюшне, зашёл, видит: стоит конь с золотыми копытами, а рядом на стене невиданной красоты уздечка висит. Не утерпел джигит, схватил её. И в то же мгновение во дворце колокольчики зазвенели и стража в конюшню прибежала. Схватили они Ахмета и заперли в зиндан. А когда падишах проснулся, привели к нему: — Вот, конокрада поймали. Говорит хозяин коня Ахмету: — Ну что, красавец, не так просто моего коня украсть оказалось? Ты, видно, ловкий джигит, и вот что я тебе скажу. Если ты у падишаха Месяца соловья золотого добудешь для меня, сам тебе коня отдам. А слава о том соловье по всему свету шла. Прекрасна была птица, и пела она свои чудесные песни, не умолкая от зари до поздней ночи. Отправился Ахмет во владения падишаха Месяца. Долго шёл, много испытаний выпало на его долю. Вот как-то, выбившись из сил, присел он передохнуть. Вдруг опять перед ним тот старик появляется. — Ну как, сынок, добыл коня? — Не получилось, дедушка, — опустив голову, джигит отвечает. — Не послушал я тебя, на узду польстился... Теперь должен золотого соловья добыть, чтобы мне коня отдали. — Тогда вот тебе ещё совет, — говорит старик. — Соловья брать будешь — не зарься на золотую клетку, что рядом висит. Свою с собой возьми. — Спасибо, дедушка, — джигит говорит. — Уж на этот раз я умнее буду. Достиг он владений падишаха Месяца, пробрался ночью в комнату, где соловья держали. Схватил птицу, захотелось ему и золотую клетку взять, да сдержался — в своей клетке унёс. Говорит ему Соловей человеческим голосом: — Ну, Ахмет, теперь ты мой хозяин, куда ты, туда и я. Привёз Ахмет соловья падишаху Алмазу, получил взамен коня с золотыми копытами и снова в путь пустился. Говорит ему и конь: — Ну, Ахмет, теперь ты мой хозяин, куда ты, туда и я. Вот едет джигит на коне с золотыми копытами к падишаху Солнца за его Дочерью. Через два дня пути нагоняет его золотой соловей. Скоро приехал Ахмет к падишаху Солнца и вручил ему коня с золотыми копытами. Делать нечего — приходится тому дочь отдавать. Приказал падишах лошадей хороших для джигита и девушки запрячь и отправились они к падишаху джиннов. Говорит красавица Ахмету: — Ах, джигит, как было бы хорошо, если бы я навсегда с тобой осталась... — Хорошо бы, — говорит Ахмет. И больше ничего не добавляет: не хочет девушку огорчать. Через два дня пути нагоняет их конь с золотыми копытами. Дальше едут. Вдруг снова тот старик им навстречу выходит. — Вижу, вижу, джигит, — говорит он, — что с удачей возвращаешься. Теперь слушай: скоро ты до развилки одной доберёшься. Если направо свернёшь — счастлив будет твой путь, а если налево — не миновать беды. Сказал это и опять исчез. Отправился Ахмет дальше. Да только увлёкся в пути беседой с девушкой и свернул налево, на дорогу несчастий. Ехали они, ехали, устали, отдохнуть решили. Спешились. Прилёг Ахмет на землю да и заснул. А проснулся — глазам своим не верит: ни коня, ни соловья, ни красавицы. Будто обезумел джигит, не знает, во сне всё это или наяву. И тут снова появляется перед ним тот старик. — Эх, сынок, говорил же я: не сворачивай налево. Не послушался ты. А девушку и добро твоё див украл. Теперь, чтобы потерянное вернуть, трудные испытания тебе придётся вынести. Подарю я тебе три вещи, в тяжёлый час помогут они тебе. И дал он Ахмету носовой платок, гребень и зеркальце. А потом исчез. Дорогу к жилищу того дива преграждала широкая река. И как только он расстелил платочек — над рекой сразу мост вырос. Перебрался по нему Ахмет на другую сторону и дальше пошёл. Добрался до дворца дива. А тот в это время спал. Ахмет, недолго думая, забрал девушку, коня и соловья и прочь помчался. Скачут они и вдруг видят сзади тучу пыли. Понял Ахмет: это див их догоняет. Когда он совсем близко был, догадался джигит — бросил на дорогу за собой гребень. И тот в одно мгновение превратился в большой густой лес. Не может див через этот лес пройти, только всё тело изранил. А Ахмет тем временем далеко умчался. Наконец, продрался див через лес. Снова, клубы пыли поднимая, стал настигать беглецов. Бросил тогда джигит на дорогу зеркальце, и оно тут же превратилось в огромное бурное море. Прыгнув в него див, хотел переплыть, да не смог, утонул он. А Ахмет дальше поехал. Вот уже до дворца падишаха джиннов рукой подать. Делать нечего, пришлось Ахмету всё девушке рассказать: — А ведь я тебя, милая, — говорит, — в жёны падишаху джиннов везу. Заплакала красавица: — Ах, джигит, что же ты мне этого раньше не сказал. Привёл Ахмет девушку к падишаху джиннов. Жалко ему стало её, всё думает джигит, как бы выручить красавицу. А падишах джиннов доволен, говорит Ахмету: — Ну, джигит, ты своё дело сделал, можешь идти на все четыре стороны. Я тебя освобождаю! Ахмет говорит: — А я лучше у тебя работником останусь. Возьмёшь? И стал он служить у падишаха джиннов. А сам всё думает, как бы его уничтожить. Вот однажды говорит он красавице: — Ты выведай у него, где его душа спрятана. — Ладно, — та отвечает. Вернулся как-то домой падишах джиннов, а девушка встречает его приветливо, ласкается к нему. — Ты такой добрый, — говорит. — А скажи, можно ли до души твоей добраться? Где ты её держишь? Хитрый джинн отвечает: — В метле, что возле двери стоит. Рассказала дочь падишаха Солнца об этом джигиту. — Нет, — говорит Ахмет, — не будет он там свою душу скрывать. Возьми метлу, наряди её хорошенько, шёлком оберни, а потом обними и встречай старика со слезами. Тут мы и узнаем, где его душа. Так и сделала она. В шелка метлу нарядила, а когда увидела, что падишах возвращается, обняла её и горько зарыдала. Вошёл джинн в дверь, спрашивает: — Отчего ты плачешь? — Соскучилась по тебе, — красавица отвечает, — вот душу твою вместо тебя обнимаю. — Глупая ты женщина, — говорит джинн. — Разве душа в метле бывает? Моя душа далеко. В ста пятидесяти верстах отсюда озеро есть, посреди озера остров, посреди острова гнездо утиное, а в том гнезде четыре яйца. Вот в них и спрятана моя душа. Никому до неё не добраться: четыре свирепых кабана озеро охраняют. Одну только утку и допускают до острова. Запомнила всё это девушка и джигиту рассказала. — Это другое дело, — говорит Ахмет. — Теперь нужно озеро найти. Пошёл он к джинну и говорит: — Много я для тебя, падишах, сделал — позволь мне отдохнуть. Отпустил его джинн. К тому же дал он Ахмету кинжал: — Пусть тебе верным спутником будет. Отправился Ахмет озеро искать. Через три дня встретил он старого пастуха со стадом овец. Подошёл к нему джигит, поздоровался, стал о житье-бытье расспрашивать. — Я двадцать лет тут овец пасу, — старик ему рассказывает. — Хорошие здесь места. Одно плохо: до воды далеко. Правда, есть тут поблизости озеро, да кабаны возле него поселились, не пускают меня к воде. Сколько уже овец моих погубили... Обрадовался Ахмет, про кабанов услышав. Собрался сразу же к озеру идти. А пастух его отговаривает: — Ох, сынок, не ходи туда, затопчут да съедят они тебя. Не послушался джигит старика. Попрощался с ним и пошёл. Пастух только вслед ему печально посмотрел: пропадёт джигит ни за что... Добрался Ахмет до озера. Почуяли его кабаны, вылезли из болота, из камышей, захрюкали злобно и набросились на джигита. Долго бились, и никак не могут друг друга одолеть. Наконец из сил выбились, передохнуть решили. Самый старый из кабанов хрипит: — Эх, мне бы сейчас головку молодого камыша съесть — я бы с тобой больше часа не возился, на куски разорвал бы! — А мне бы барашка молодого съесть, — джигит отвечает, — я бы с вами за минуту управился! А надо сказать, что этот разговор старик пастух слышал: не вытерпел он и вслед за джигитом к озеру пошёл. Зарезал он быстро барашка, поджарил его и Ахмету принёс. Съел тот барашка, вернулись к нему силы. Бросился джигит опять в бой и за минуту кабанов одолел. Потом добрался до острова и взял из гнезда четыре утиных яйца. Вернулся Ахмет во дворец и сказал падишаху джиннов: — Ну, теперь ты в моих руках! И тут же, достав два яйца, бросил их на пол. Разбились яйца. Джинн сразу слабым, больным стал. Умоляет Ахмета: — Ох, сынок, хоть половину души мне оставь! Я тебя никогда не трону! — А ну-ка, — говорит джигит, — отнеси меня, девушку, коня и соловья туда, откуда меня взял. Делать нечего — согласился падишах джиннов. — Закрой глаза, — говорит. Закрыл джигит глаза, открывает и видит: стоит он опять на том же месте, куда охотиться приходил. А рядом с ним девушка, конь с золотыми копытами и золотой соловей. Снова стал просить джинн, чтобы Ахмет ему два оставшихся яйца вернул. Джигит приказал ему возвратиться домой, и как только джинн немного отошёл, разбил друг о друга эти яйца. И джинн тут же пропал, будто его и не было. А Ахмет возвратился во дворец падишаха, рассказал братьям о том, что с ним приключилось. А вскоре собрались все одиннадцать братьев и на родину, к отцу и матери отправились. Жён в повозку усадили, коня с золотыми копытами в неё запрягли и золотого соловья с собой взяли. Уж как им старики родители были рады — и сказать нельзя! Говорят, батыр Ахмет и его братья и сейчас там живут.
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
https://www.lightcream.ru лучшие крема от пигментных пятен на лице.
|