World Sayings.ru - Татарские народные сказки - За доброту — зло Хорошие предложения для хороших друзей

Случайная английская пословица:


флаг Татарстана герб Татарстана

Татарская народная сказка

ЗА ДОБРОТУ — ЗЛО

   В прежние времена у одного середняка было три сына. Однажды он приглашает своих сыновей и говорит своё завещание:
   — Я, сыны мои, скоро умру, похороните меня по-хорошему, — говорит. — После этого в течение трёх дней будете приходить к моей могиле и молиться.
   Немного погодя, отец скончался.
   Возвращаясь после похорон, его сыновья покупают водку для поминок, приглашают скрипачей и начинают веселиться.
   Младший сын не садится с ними, ложится на печку и лежит. Встают утром, и старший сын говорит младшему:
   — Иди, помолись за меня, — говорит.
   Младший сын идёт, молится за отца. Могила раскрывается, выходит отец и даёт ему перо чёрной птицы.
   — На, сынок, не теряй и сохрани, авось когда-нибудь понадобится тебе, — говорит.
   Джигит берёт перо чёрной птицы и идёт домой. Назавтра и средний брат говорит ему:
   — Сходи, помолись от моего имени за отца.
   Сходил и помолился и за среднего сына. В этот день отец подарил ему перо лебедя. На третий день сам, зная, что сегодня его очередь, идёт к отцу и молится за него. Сегодня отец дарит ему перо красной птицы:
   — Вот, сынок, не теряй, пригодится, — говорит.
   — Отец, что я с ним буду делать, я же не знаю, — говорит.
   — Вот, сынок, когда нужно будет, возьмёшь в рот перо чёрной птицы и свистнешь, появится чёрный конь и чёрная одежда. Когда их наденешь, никто тебя не узнает, будешь как сын падишаха, — говорит. — Когда возьмёшь в рот перо лебедя и свистнешь, появится белый конь и белая одежда. Когда возьмёшь в рот перо красной птицы и свистнешь, появится красный конь и красная одежда, — говорит.
   Недалеко жил, оказывается, один падишах. У этого падишаха было три дочери. Этот падишах не отдаёт своих дочерей ни падишаху, ни баю:
   — Кто владеет большим мастерством, за того и выдам, — говорит.
   На одном месте ставит столб в сорок аршинов высотой. На верхушке столба прикрепляет проволоку, а на проводоке — золотое кольцо.
   — Чья стрела пройдёт через это золотое кольцо, за того и выдам свою дочь, — говорит.
   Таким образом, услышав эту весть, джигит выходит в степь, берёт в рот перо чёрной птицы и свистит. Тут же появляется чёрный конь и чёрная одежда, одевается он в чёрную одежду и идёт в город. Собрался народ — все улицы переполнены людьми. Подходят и стреляют из лука. Недалеко от столба провели черту и стреляют от этой черты. Чья-то стрела не долетает, чья-то перелетает, никто не может попасть в кольцо. Появляется этот джигит. Каждый уступает ему дорогу, думая: «Что за славный джигит!» Подходит он к тому столбу, стреляет, стрела проходит через кольцо. После этого джигита подхватывают, кричат «Ура!»
   — Вот этот джигит попал в кольцо, — говорят и ведут к падишаху.
   Падишах отдаёт свою дочь за него. Так он становится зятем падишаха. Теперь падишах говорит ему:
   — У меня есть три дочери, отдам положенное богатство, где хочешь, там построю тебе дворец, — говорит.
   На это джигит отвечает:
   — На окраине города есть холм, вот там и построй нам дворец, буду наблюдать за появлением врагов, — говорит.
   На этом холме падишах строит дом, отдаёт им много богатства. Там и начинают они жить.
   Вот приходит время замужества и средней дочери падишаха. Падишах опять распространяет такую же весть.
   — Чья стрела пройдёт через это кольцо, тому и отдам свою дочь в жёны, — говорит.
   Собирается народ, стреляют. Ничья стрела не может попасть в кольцо. Этот джигит ещё раз выходит в поле, берёт в рот перо лебедя, свистит, появляются белый конь и белая одежда. Теперь джигит представляется сыном другого падишаха. Пускают стрелы, но ничья стрела даже близко не подходит к кольцу. Джигит на белом коне появляется, ставит ногу на черту, стреляет. Стрела попадает прямо в кольцо. Его опять поднимают с криками «Ура!» Приводят к падишаху. Падишах, думая, что это второй жених, отдаёт за него свою среднюю дочь. И говорит:
   — Отдам сколько нужно богатства, построю дом, где пожелаешь.
   Джигит говорит:
   — Построй на той горе.
   Приводят сюда мастеров, опять строят дом, и начинает он тут жить с двумя жёнами. Когда остаётся со средней дочерью, надевает белую одежду; когда со старшей, приезжает на чёрном коне и в чёрной одежде.
   Так подходит время и для третьей дочери падишаха. Падишах опять распространяет такую же весть. Стреляют, собирается народ. Уходит джигит в поле, берёт перо красной птицы и свистит. Появляются красный конь и красная одежда. Приходит он на площадь, ему уступают дорогу. «Какого падишаха это сын?» — удивляются люди. Уж очень красив он. Люди стреляют, никто попасть не может. Подходит он, пускает свою стрелу, и стрела проходит через кольцо.
   — Теперь, — говорит падишах, — отдам свою дочь за тебя. От тех двух зятьёв ничего хорошего не видел, — говорит, — больше у меня нет дочерей на выданье. Иди, на своём коне перепрыгни через этот двухэтажный дом и остановись на той стороне дома, — говорит.
   Немного отступив в сторону, джигит, во всю мощь погоняя коня, перепрыгивает через двухэтажный дом как птица и останавливается во дворе дома. Видит, перед домом стоит младшая дочь падишаха. Очень уж красивая.
   — Если ты джигит, то будь таким,— говорит она, достаёт из кармана очень дорогой вышитый платочек, отдаёт ему и уводит с собой в дом.
   После этого заходит падишах во дворец, дочь свою отдаёт за этого джигита. Будучи в гостях у них, падишах говорит джигиту:
   — У меня уж больше нет дочерей на выданье, сам я состарился, я хотел бы отдать тебе и своё падишахство, — говорит.
   — Бабай, — говорит джигит, — пока жив, будь сам падишахом, я не хочу твоего падишахства.
   Падишах говорит:
   — На каком месте города пожелаешь, там построю тебе дом.
   Джигит говорит:
   — Не буду жить в твоем городе, на окраине города на холме живут два моих свояка, построй там и мне дом.
   Для младшей дочери падишах построил особенно красивый дом. И из богатства отдал самое лучшее, что у него было. Так и живёт он теперь с тремя жёнами. Когда ночует у младшей дочери, надевает красную одежду и приезжает на красном коне; у средней дочери — на белом коне и в белой одежде; у старшей — на черном коне и в черной одежде.           
   «Подожди, — думает он теперь, — ведь нельзя так жить дальше. К трём девушкам нам надо явиться втроём», — думает. Надевает чёрную одежду, садится на чёрного коня и появляется перед старшей сестрой и говорит:
   — Разреши мне, — говорит, — съезжу я к себе домой, поедут и те два свояка, съездил бы вместе с ними и увидел бы свою страну.
   — Ладно, съезди, только не отставайте друг от друга, — говорит девушка. И думает, что муж у неё уехал.
   После этого он одевается в белую одежду, садится на белого коня и едет ко второй девушке:
   — Старший и младший свояки едут к себе на родину, у меня на родине есть братья, съездил бы я к ним, повидался бы с ними, — говорит.
   И вторая не возражает против поездки мужа. Теперь появляется он перед младшей дочерью и у неё берёт разрешение.
   — Езжай, — говорит, — только не отставайте друг от друга.
   И уезжает он в свою страну, девушки остаются, думая, что мужья уехали к себе на родину. Он едет, едет и доезжает до своего аула. Его старшие братья обнищали, дом продали и пропили, живут вдвоём в одной бане. Заходит он к себе домой:
   — Дома ли хозяева? — спрашивает.
   Выходит один из них:
   — Что ты за человек? — спрашивает.
   — Я скажу, кто я есть, если вы меня пустите ночевать, — говорит джигит.
   — Ты не захочешь войти в такое место, мы живём только в бане. Вон, иди в дом напротив, там тебе будет хорошо, — говорит.
   — Я их видел, но я зайду к вам, за этим сюда и пришёл, — говорит джигит.
   — В таком случае, если не брезгуешь, заходи уж, — говорит.
   Заходит. У старших братьев, оказывается, даже есть нечего. Он даёт им сто рублей.
   — Идите, принесите что-нибудь покушать, — говорит.
   Потом рассказывает старшим братьям, кто он такой. Приглашает соседей, родственников, угощает их два дня и думает уехать. Говорит старшим братьям:
   — Давайте, поехали со мной, — говорит.
   Отправляются. Через некоторое время он вытаскивает перо чёрной птицы, свистит, появляются чёрный конь и чёрная одежда. Отдаёт он их своему старшему брату. Берёт перо лебедя, свистит, появляются белый конь и белая одежда, их он отдаёт среднему брату. Потом говорит:
   — Когда мы доберёмся до места, я вам скажу; ты вот в этот дом, а ты вот в этот дом войди. Вы зайдёте в дома как в свои собственные и как к собственным жёнам.
   Так они доезжают до дома.
   — Ты, брат, зайди в этот дом, а ты зайди в этот дом, — говорит джигит.
   И трое заходят к трём девушкам. Так старший и средний братья стали жить в довольстве. Только младшая дочь понимает, что прежде на всех троих был только один муж. Теперь получается, что на троих — трое.
   Этот джигит говорит:
   — Не шуми, пожалуйста. Не хотелось с тобой расставаться, поэтому так и поступил, — говорит.
   Так они и живут теперь.
   Через некоторое время старшие братья начинают подумывать о том, как бы навредить младшему.
   — У него и жена красивее, и богатства больше, и дом просторнее. Надо что-нибудь сделать с ним, — говорит один.
   — Надо его убить, богатство его отобрать, вернуться в аул и жить в своё удовольствие. Жизнь на горе для нас совсем не подходит, — говорит другой.
   Первый говорит:
   — У него есть алмазный меч. Ночью, когда он уснёт, надо взять этот алмазный меч, прикрепить к двери остриём внутрь, — говорит, — сами подойдём со стороны и крикнем: «Эй, братец, вставай, иначе пропадёшь, воры угоняют весь твой скот». Он вскочит и когда будет выбегать из дома, наткнётся на меч и отрежет ноги. После этого мы его унесём в степь и бросим, а за ночь успеем уйти далеко, — говорит.
   Вот с такими мыслями, когда он уснул, старшие братья берут алмазный меч, прикрепляют поперёк двери остриём внутрь. Затем кричат из окна:
   — Эй, братец, вставай скорей, воры твой скот угоняют.
   Он вскочил. Кинулся на улицу, споткнулся об алмазный меч и отрубил себе обе ноги по щиколотки. Взяли его братья, унесли в степь и там оставили, а сами взяли его жён и богатство и поехали к себе в аул.
   Когда джигит утром пришёл в сознание и хотел встать на ноги, вспомнил, что произошло и страшно разозлился. Питаясь всевозможными травами, щавелем, доползает до берега какого-то водоёма. Видит: с верховья реки идёт какой-то человек. Подошёл тот человек, поприветствовал его, видит джигит, что нет у этого человека обеих рук. Он и говорит:
   — Братья со мной так поступили. Когда спал, отрезали мне обе руки.
   У одного из них нет рук, у другого ног. Смотрят как-то и видят, что по другому берегу реки идёт ещё один человек. Видят, что он как пьяный шатается из стороны в сторону. Безногий говорит безрукому:
   — Иди, помоги ему, чтобы не упал в воду, видимо, пьяный, кто же это, интересно знать.
   Пошёл он. Видит, что тот слеп на оба глаза. Безрукий говорит ему:
   — Держись за подол, — и приводит его в компанию.
   Таким образом, они — безрукий, безногий и слепой пошли дальше вместе.
   Шли они, шли и вышли к одной долине. Прошли немного и видят юрту, похожую на дом казаха. Заходят они туда. Дома никого нет. Можно подумать, что дом этот сделан специально для них. Они решили здесь устроиться и жить. Стали ловить рыбу, охотиться, в общем кое-как кормятся. Так и живут они втроём.
   Как-то однажды слепой говорит своим друзьям:
   — Нам очень трудно жить без женщины, была бы женщина, она и постирала бы нам, и есть готовила бы, а мы бы ходили на охоту. Говорят, что в верховье один падишах выдаёт дочь замуж. Давайте заберём её себе. Ведь если она выйдет замуж, то не вернётся обратно, отправится далеко.
   А они смеются:
   — Так уж и пойдёт дочь падишаха с нами, — говорят.
   — Она, — говорит слепой, — сейчас ходит по домам и прощается со всеми. Пойдём и мы, скажем женщинам, которые сопровождают её: «Пусть дочь падишаха попрощается и с нами, ведь мы калеки». Когда будет прощаться со мною, я возьму её за руку, произнесу нужное заклинание, и весь свет покроется туманом, и мы тайно увезём её, никто ведь не будет знать, куда она делась, — говорит.
   Так доходят они до города. Видят, что, как и сказал слепой, дочь падишаха ходит из дома в дом и со всеми прощается.
   — И с нами попрощайся, — говорят они.
   Дочь падишаха прощается. И когда дочь падишаха прощается со слепым, он сжимает её руку, заклинает и дует. Весь свет покрывается туманом и в это время уводят дочь падишаха. Народ растерялся, не знает, что случилось, и не видит, куда делась дочь падишаха.
   Тем временем они возвращаются в свой дом. Безногий говорит своим товарищам:
   — Давайте мы ей не будем чинить обиду, если нам будет готовить еду и стирать бельё, этого будет вполне достаточно.
   На следующий день они все трое уходят на охоту. Девушка остаётся дома одна.
   Недалеко от их дома, оказывается, есть ещё один дом. В этом доме жила старуха Жалмавыз. Когда те ушли на охоту, приходит она к этой девушке.
   — Откуда же ты явилась, — говорит, — мы, оказывается, соседи. И у меня никого не было, чтоб поговорить, и ты, оказывается, одна, время от времени я буду к тебе приходить.
   После этого просит девушку расчесать ей волосы. Таким образом, она стала каждый день приходить к девушке, когда её товарищи уходили на охоту. Каждый день просит её расчесать ей волосы. Как-то однажды безногий заметил, что лицо девушки начало желтеть.
   — Что с тобой случилось, болеешь или соскучилась по дому? Если что, мы можем отвезти тебя домой, от греха подальше, ты только скажи, не стесняйся.
   Девушка говорит:
   — Когда вы уходите, каждый день приходит одна старуха и заставляет чесать её волосы. Я расчёсываю волосы, а она в это время сосёт, оказывается, мою кровь. Сегодня она придёт и высосет последние капли моей крови, вы не ходите на охоту, — говорит.
   В этот день её товарищи не пошли на охоту. Вот приходит старуха Жалмавыз. К её приходу безногий держит сабли наготове.
   — Куда заходишь без разрешения, зарублю! — говорит и хватает старуху за подол.
   Та начинает умолять:
   — Только не убивайте, что попросите, то и отдам, — говорит.
   — Вот один из нас без ног, пусть он будет с ногами, второй слепой, сделай его зрячим, третий у нас без рук, у него должны появиться руки, и вернёшь этой девушке её прежнюю красоту и цветущий вид, — говорит джигит.
   — Ладно, я всё сделаю, — говорит старуха.
   После этого безногий говорит безрукому:
   — Я скажу этой старухе: «Открой рот», она откроет рот, и ты войдёшь туда; скажу «выплюнь», она выплюнет, после чего появишься оттуда, как и прежде, человеком с руками. После этого велит слепому и девушке поступить также. — Потом кто-нибудь из вас скажет старухе: «Открой рот», я войду в него. Затем, когда вы скажете «выплюнь», она ответит: «То, что я искала, нашлось, не буду выплёвывать». Постарайтесь как-нибудь заставить её выплюнуть меня, ни за что не оставляйте там, — говорит джигит.
   — Ладно, сделаем, — говорят его друзья.
   После этого безногий говорит старухе Жалмавыз:
   — Открой рот.
   Та открывает. Велит безногому войти туда. Тот входит. Старухе говорят:
   — Выплюнь.
   Выплёвывает старуха, появляется здоровый джигит, как и прежде, с руками.
   Ещё раз велит старухе открыть рот, для слепого. Он входит.
   — Выплюнь, — командует.
   Выплёвывает старуха, появляется джигит. После этого велит войти девушке, девушка входит.
   — Выплюнь! — говорит.
   Смотрят, появляется, как и прежде здоровая, красивая и цветущая девушка с румяным лицом. Безногий отдаёт свой меч одному из товарищей.
   — Открой рот, — говорят старухе.
   Она открывает. Безногий входит. И когда говорят «выплюнь», старуха отвечает:
   — Я нашла то, что искала, не буду выплёвывать.
   Тот джигит, который взял меч, рассекает старуху пополам. Распарывают ей желудок, не могут отыскать, нет джигита. И когда собирают все её кости вместе и смотрят, видят, что нет её большого пальца. Когда разрубали старуху, палец, оказывается, откатился в сторону. Когда рассекли его, то видят, что оттуда появился джигит ростом с таракана. Через некоторое время он приходит в нормальное состояние, выправляется. Все товарищи благодарят его.
   Они решили вернуться по домам, к себе на родину. Теперь они спрашивают у девушки:
   — Пойдёшь с нами или вернёшься домой?
   Девушка не может решить.
   — Ладно, они отправляются домой вместе. Идут, идут и доходят до места, где дорога делится на три направления. Дойдя до этого места, останавливаются и говорят девушке:
   — Вот на троих три дороги, а ты иди за тем, кто тебе больше нравится, — говорят.
   Девушка осталась позади. Трое джигитов прощаются и отправляются по трём дорогам. А девушка пошла по дороге джигита, который был безногим. После этого те друзья его возвращаются и, обрадованные, благодарят этого джигита: безрукому вернул руки, слепому зрение, и с радостью расстаются.
   Джигит возвращается в аул своих старших братьев. Дошли они очень усталые, хотят пить. Останавливаются на краю аула, где женщины обычно берут воду. Он видит, что по воду, оказывается, идёт его жена. На ногах у неё чулки и лапти, платье и платок старые, волосы растрёпаны. Он узнал свою жену, а та его не узнала. После этого он достаёт тот платок, который дала ему дочь падишаха, когда он перепрыгнул через дом, и отдаёт девушке, которая пришла с ним.
   — Отдай-ка платок той женщине, которая достаёт воду, — говорит.
   Девушка относит платок. Та берёт платок, смотрит, и роняет вёдра.
   — Разве джигит жив, это тот самый платок, который я ему подарила, — говорит.
   Джигит подходит к ним и его жена падает без сознания. Кое-как привели её в сознание, побрызгав водой. Джигит говорит жене:
   — Ты пока иди, а мы вслед за тобой придём.
   Та пошла. Старшие братья джигита что-то делали во дворе. Видят, что девушка пришла радостная.
   — Отчего с треском закрываешь ворота, отчего такая радостная, с чего у тебя радость? — спрашивают сердито.
   В ответ девушка говорит:
   — Я не могу всю жизнь жить и гореть в огне, хватит уж, настало время и для моей радости.
   Между тем заходят дочь падишаха с их младшим братом. Старшим братьям это совсем не нравится.
   — Что ты тут делаешь, пошёл с глаз долой! — говорят и гонят его.
   — Братья старшие, почему свирепствуете, я пришёл не для того, чтобы обижать вас, вы отрубили мне ноги, теперь я снова на ногах. Неужели опять не уживёмся? — спрашивает младший брат.
   Абзыи говорят:
   — Ты мастер болтать, отправляйся туда, откуда пришёл, вон твоё богатство, вон твоя жена.
   После этого он берёт свою жену, своё добро и уходит к соседу — родственнику. Собирает народ и спрашивает:
   — Откуда мои абзыи взяли богатство, откуда они взяли себе жён?
   Сельчане говорят:
   — Поговаривали, что добыли всё так-то и так-то.
   Джигит говорит:
   — Если их слова правдивы, давайте мы сделаем так. Сварим кашу, когда сварится, посередине нальём масла, в центр масла положим кольцо, заставим их стрелять стрелами, если они сказали правду, то их стрелы должны попасть в кольцо.
   — Хорошо, сделаем так, — говорит народ.
   Делают так, как он сказал, и приводят его братьев. Старшему говорят:
   — Если правдив ваш рассказ о том, как добыли жён и богатства, пустите стрелы так, чтобы они попали в центр кольца.
   Поскольку слова старшего были лживыми, он совсем растерялся и пустил стрелу наискось. Велят стрелять среднему брату. Этот тоже стреляет мимо. Теперь народ узнаёт про их обман. Младший брат берёт стрелу, ставит ногу вблизи котла и пускает стрелу. Стрела исчезает с глаз и с высоты падает в котёл и вонзается в центр кольца. После этого хватают старших братьев и уводят.
   Таким образом, взяв трёх дочерей падишаха, взяв и дочь падишаха, которую привёл с собой, раздав скот и добро бедным, вернулся он в дом тестя, и они зажили вместе.

Главная

Sayings

Помощь

Каталог

Кресла для руководителя кресла офисные для руководителей.


0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75



С помощью поиска можно
выбрать лучшую народную мудрость мира,
необходимую именно Вам и именно сейчас.
Поиск по всей коллекции:
"Пословицы и поговорки народов мира"
World Sayings.ru



Главная | Sayings | Помощь | Литературный каталог



NZV © 2001 - 2022