Осетинская народная сказка
ИСКАТЕЛЬ ЖИЗНИ
Жил-был бедный человек, дурень. Он жил долго и скитался по чужим задворкам; он бывал то сыт, то голоден как волк. Так он проводил свою жизнь. Наконец он устал от такой жизни и надумал отправиться к самому богу, чтобы потребовать от него каких-либо средств к существованию. Направился он к богу. Сколько времени он шел — кто это может знать? Повстречался ему по дороге волк, и он приветствует его: — Да будет, волк, путь твой прямой! А волк ему отвечает: — Дорога-то моя очень прямая, но я не знаю, окажется ли дело твое прямым, потому что ненасытный мой желудок опять забурчал и не дает мне ни минуты покоя. Человек испугался и говорит ему: — Сегодня бог и ангелы заседают на судилище, и вчера они прислали мне приглашение явиться туда. Сегодня я должен быть там, другого выхода нет. Волк был ошеломлен тем, что он собрался съесть такого человека, и он сам начал просить его: — Да будет мне милость твоя! Спроси и от моего имени бога и доставь мне определенный ответ. Скажи ему так: «Удивляюсь я одному делу: человек убивает сразу четыре-пять овец и из их шкур шьет себе шубу, а я пожрал множество овец и все-таки остаюсь тощим и голодным. Почему это так?» — Ладно, — сказал человек, — за это я тебе ручаюсь. Держит он свой путь дальше, и встречается ему некий царь. — Подожди-ка, — обращается он к нему, — куда это ты идешь, человек? Мне ведь нужны воины. А ну-ка, быстро, без оглядки отправляйся на поле битвы! А тот отвечает ему: — Сегодня бог и его ангелы заседают на судилище и меня вызывают туда; поэтому я сейчас направляюсь туда. Царь ничего не смог возразить, но только испуганно ему говорит: — В таком случае извини меня, что я тебя оскорбил, но узнай у бога определенно об одном деле. Скажи ему от моего имени: «Удивительно, среди царей нет богаче и сильнее меня, а между тем, когда самый слабый из них затевает со мной войну, то он громит меня». — Ладно, — отвечает человек и держит свой путь дальше. Идет он, идет и доходит до большой реки, через которую ему надо было перейти. Вместо моста через реку, по воле бога, стоял человек. Когда путник дошел до него, тот его спрашивает: — Подожди-ка, добрый человек! Заплати что-нибудь за переход через мост! Путник дал ему понять, куда и зачем он идет, и тогда тот, кто стоял вместо моста, стал просить его: — Да будет на мне милость твоя! Узнай у бога: будет ли мне смерть от этой работы, а если нет, то до каких пор я буду здесь? — Ладно, — отвечает ему он и держит свой путь дальше. Он дошел до другого человека, который на двенадцати парах быков возил навоз, а на двенадцати парах пахал. Путник дошел до него, поздоровался с ним, сам стал рассказывать о своих дорожных встречах, но не сказал ему о том, куда он направляется. Тогда пахарь ему говорит так: — Все это хорошо, но мне нужны погонщики быков. Как бы тебе понравилось, если бы ты погонял моих быков? Путник подумал-подумал и говорит ему: — Это было бы хорошо, но сегодня бог и ангелы заседают на судилище, и я иду туда. — В таком случае иди, — сказал ему пахарь. — Но только, да будет на мне милость твоя, узнай у бога определенно об одном деле: я пашу на двенадцати парах быков и на двенадцати парах привожу навоз на свою пашню, а урожая все-таки не собираю. — А как же иначе? — сказал он и держит свой путь дальше. Бог знает, сколько ему надо было еще идти, но все-таки через какое-то время он дошел туда, где бог и ангелы его заседали на судилище. Он встал поодаль и стоит печально, как будто в доме у него покойник. Некоторое время члены судилища не обращали на него внимания; затем старший из них заметил его и спрашивает: — За каким делом ты-то попал сюда, горец? Тот сказал: — Я мучаюсь между небом и землей; помогите мне, если только вы можете! Вот для чего я пришел сюда. Члены судилища зашушукались между собой и говорят ему так: — Иди домой, не стой здесь больше! До твоего прихода все, что необходимо тебе для жизни, будет в твоем доме. Бедняк удивился про себя: «В своем доме я не оставил ничего, кроме стен; не знаю, что я там застану». Но возразить он ничего не смог и собрался было уходить обратно, но вспомнил о поручениях, которые были ему даны, и обратился к членам судилища с просьбой: — Да будет ко мне милость ваша; мне даны поручения, дайте мне заодно ответы и на них. — Скажи, о чем ты забыл? — Ладно, — сказал он. — Прежде всего волк поручил мне узнать от его имени вот что: «Удивительно: когда человек зарежет четыре-пять овец, он справляет себе все с ног до головы; а я: извел овечий род, и то пользы мне нет». — Послушай, — сказали ему члены судилища, — ты вот как скажи волку: «Пока ты не съешь дурня, до тех пор пользы тебе от овец не будет». — Давали мне еще поручения царь, пахарь и человек, который поставлен через реку вместо моста. — Расскажи, — сказали ему, — о чем они просили, чего они требовали. — Царь просил меня спросить: «Не понимаю вот чего: я сильнее и богаче всех царей; а между тем даже самый слабый царь, когда затевает со мной войну, громит меня. Почему это так?» — Дальше. — Тот, который стоит через реку вместо моста, просил меня узнать: случится ли его смерть там, а если нет, то до каких пор он будет в таком положении? — Дальше. — Дальше просил меня земледелец спросить вас от его имени так: «Удивительно, удивительно, удивительнее человек ничего не увидит: ежегодно на двенадцати парах быков я разбрасываю на своей пашне навоз, но все-таки урожая не получаю. Отчего это?» Члены судилища поговорили между собой и сказали ему так: — Послушай-ка, горец. Прежде всего царю передай так: «Ты — женщина, поэтому каждый мужчина берет верх над тобой; передай свои права мужчине, и он защитит тебя от врага». Человеку, который стоит через реку вместо моста, ты передай так: «Ты — сильнее всех; когда-нибудь возьми какого-нибудь человека и поставь его вместо себя, а сам уходи и живи себе». А пахарю передай так: «На земле твоей потому ничего не родится, что в ней есть золото, и, до тех пор пока ты его не выкопаешь, земля твоя ничего не будет родить». — Ладно, — сказал он и направился обратно к себе домой. Он дошел до моста и, когда перешел через него, передал человеку ответ: — Ты, мол, дурень, иначе бы ты смог поставить вместо себя другого человека, а сам удалиться. — Жаль, что ты вырвался у меня, — проворчал тот и остался расстроенный. Дошел человек до царя и передал ему такой ответ: — До тех пор, пока ты не уступишь власть мужчине, все будут тебя побеждать. — Прошу тебя, оставайся тут и будь царем, а я стану твоей женой, но так, чтобы этого никто не знал. Человек перепугался и бежал по своей дороге. Идет он, идет и дошел до волка. Волк спрашивает его: — Ну, будь милостив, какой ответ ты мне принес? — Ты спрашиваешь об ответе, но меня просили узнать о своих делах, кроме тебя, еще царь и пахарь. Царь оказался женщиной; она просила меня стать ее мужем, но я отказался. У пахаря в его земле было золото, и он задерживал меня, но я и его не послушался, иду домой. — А что же бог сказал тебе обо мне? — спрашивает его волк. — А о тебе бог так сказал: «До тех пор пока он не съест дурня, никогда не будет в теле!». Волк подумал и спрашивает его: — Вот теперь ты мне скажи, где я еще найду дурнее тебя: ты не захотел быть царем, ты отказался и от золота. Дурнее тебя я не найду никого. Подмял волк человека под себя и сожрал его. До его возвращения проживите в добре и в здравии!
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
|