Осетинская народная сказка
БЕДНЯК, УАСГЕРГИ И ЧЕРТ
Жили три хороших товарища. Среди жителей села никого не было умнее их. Решили сельчане посеять черное просо. Поделили они землю, вспахали ее, а затем приступили к севу, но семян у них не хватило. Сельчане сказали: — Если эти три молодца не отправятся на поиски семян, то никто нас не выручит. А из этих трех молодых людей двое были богачи, а один — бедняк. Двое богачей пахали вместе, а бедняк — один. Бедняку не на чем было ехать, у него не было своего коня, и один из двоих богачей пришел к нему и сказал: — У моего напарника есть жеребая кобылица, попроси ее у него. Бедняк сначала не соглашался, но богач уговорил его, и они вдвоем пошли к своему товарищу. Зашли они в дом, поздоровались. Товарищ в честь их зарезал барана, поставил перед ними мясо, вынес и выпивку, но гости не прикасаются к его столу. Он их спрашивает: — Что случилось? Почему не прикасаетесь к столу? — Мы — просители и, пока ты не удовлетворишь нашу просьбу, мы не прикоснемся к твоему столу, — отвечают они. — Да пошлет мне бог достойный вас подарок, я вас не обижу, — говорит он. Поели, выпили, поблагодарили, а затем они ему говорят: — Одолжи нам свою жеребую кобылицу, чтобы привезти семена проса. — Пусть она падет жертвой для вас, берите ее! Тогда бедняк сел и во дворе проджигитовал на ней по-кабардински то в одну, то в другую сторону. Хотя кобылица и была жеребая, она бежала бойко: наверное, порода сказывалась. Хозяин кобылицы, увидев джигитовку бедняка, подумал: «Ну, теперь от кобылы нечего ждать жеребенка. Если он при мне так джигитует, то что же будет с ней в мое отсутствие?» Между тем бедняк сошел с кобылицы, сказал ее хозяину: — Клянусь тебе богом, что я буду ее вести в поводу. В случае переправы через реку я буду садиться на нее, когда она передними ногами будет входить в воду, и сходить с нее, когда ее задние ноги будут еще в воде. И вот утром выступили в дорогу. Все ехали верхом, а бедняк вел свою лошадь в поводу. Когда он доходил до реки, то поступал так, как обещал: садился на лошадь, когда ее передние ноги ступали в воду, и слезал с нее, когда задние ноги были еще в воде. Так он шел. Товарищи стали приставать к нему: — Ну, садись на свою лошадь и едем вместе, не задерживай нас! — Я дал клятву, езжайте сами, мне нельзя ехать на ней верхом, — отвечал он. Товарищи не стали его больше уговаривать и уехали. Дорога для бедняка оказалась длинной. Тогда бог приказал своим пророкам: — Узнайте сокровенные мысли бедняка! Уасгерги вскочил на своего коня и поскакал вслед за бедняком, приняв предварительно вид бедного человека. Он нагнал бедняка. Поздоровались. Затем Уасгерги спрашивает: — Лошадь свою ты ведешь в поводу. Почему не садишься на нее и не едешь на ней? Бедняк рассказал Уасгерги, как обстоит дело. Уасгерги в ответ на его рассказ говорит: — Садись на свою лошадь! Откуда ты знаешь, есть ли бог или нет его? Не будет же бог следить за тобой! — Не говори так! — отвечает ему бедняк. — Бог и во сне видит все, что происходит. Бедняк отказался сесть на лошадь, и так они достигли одного села. Остановились они у богача. Хозяин завел их в кунацкую, поставил перед ними еду, питье. Едят они и ведут беседу. Хозяин спрашивает Уасгерги про бедняка: — А этот кто такой? Уасгерги рассказал ему все, и тогда богач сказал: — Бога нет, нет его! Я семь раз ложно поклялся именем бога, а у меня семь сыновей, один лучше другого, а у них семь жен, да и достаток царит у меня в доме. Уасгерги его слова были неприятны, и он оставил свой меч на финге. Утром они покинули дом богача. Через некоторое время Уасгерги обращается к бедняку и просит его: — Я забыл свой меч в доме богача, съезди за ним на своей лошади! — Нет, не могу ехать на своей лошади, я поклялся ее хозяину богом. — В таком случае садись на моего коня! Сел бедняк на коня Уасгерги, и, когда коленами сдавил его бока, конь полетел птицей и в тот же миг достиг дома богача. — Здесь мы забыли свой меч! — сказал бедняк богачу. Богач вынес меч и говорит: — Возьмите свой меч и да не возрадуетесь им: семь моих сыновей перебили им друг друга. Бедняк вернулся обратно к Уасгерги и рассказал ему о том, что его мечом сыновья богача перебили друг друга. Уасгерги на это ему ответил: — Семь братьев пали от меча потому, что отец их ложно клялся именем бога семь раз. Уасгерги достал для бедняка семена проса, и они повернули обратно. Уасгерги посоветовал бедняку: — Стань посреди своей пашни и брось зерно и в одну, и в другую сторону. Тогда у тебя все будет хорошо. Бедняк поступил так, как советовал ему Уасгерги. Другие сельчане тоже посеяли просо. У них поля зеленели, а у бедняка на пашне ничего не было, кроме редких разбросанных зерен. Затем просо на пашне бедняка и других сельчан пошло в рост, и колосья наверху сошлись, а понизу с одного края поля до другого виден был свет. Но вот прошел град и побил посевы всех сельчан. Лишь на поле бедняка не упало ни одной градинки. Тогда вдруг появился черт и говорит: — Тьфу, да не простит тебе аллах! Он погубил все посевы из-за одного человека! Так пусть же дневная работа не даст ему больше одного вьючного мешка. Уасгерги все это слышал и после дождя вскочил на своего коня, поспешно явился к бедняку и спрашивает его: — Ну, каковы твои посевы? — Благодарение богу, хороши! У других просо побил град, а моих посевов град даже не затронул. Уасгерги сказал ему: — Это тебе бог дает за твою правдивость. Черт проклял тебя: «Пусть его дневная работа будет равна одному вьючному мешку!» Поэтому молоти за день только одну горсть, иначе твой урожай пропадет. Ты можешь молотить и целую арбу, и сноп, и горсть — у тебя больше мешка не получится. Бедняк пробовал молотить и целую арбу, и сноп, и горсть, и у него не получалось больше мешка. Он стал молотить по одной горсти и намолотил зерна столько, что ему некуда было его девать.
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
|