World Sayings.ru - Курдская народная сказка - Авчи Ахмад Хорошие предложения для хороших друзей

Случайная английская пословица:


Курдская народная сказка

АВЧИ АХМАД

   Рассказывают: жил на свете охотник по имени Авчи Ахмад. Пошел он на охоту, да день выдался неудачный, не попалось ему никакой дичи. Остановился он у родника, умылся, присел на камень отдохнуть. Немного погодя видит ― выползла из-под камня белая змея и, извиваясь, поползла на пригорочек, очертила там, пока ползла, большой круг, всхолмила землю и улеглась под солнцем. Но тут появилась черная змея. Хотела она подползти к белой змее, но никак ей не преодолеть этот всхолмленный круг. Тогда она свернулась в клубок и бросилась на белую змею. Видит белая, что нет ей спасения от черной змеи, прокляла ее:
   — Да пронзит тебя стрела Авчи Ахмада!
   Авчи Ахмад услыхал это и воскликнул:
   — Ах, будь я неладен! (В ориг.: «Да обрушится на мою голову прежняя хвороба» ― одно из курдских проклятий, обращенное к самому себе, обычные для сказочного героя слова, означающие необходимость его вмешательства в ход событий.) Раз здесь знают мое имя, придется помочь, ведь бедняжка надеется на меня.
   Пустил он стрелу, но в черную змею не попал, а поранил белую, отсек ей хвост на четыре пальца. Черная змея уползла, а белая скрылась под камнем.
   Авчи Ахмад раскаялся в содеянном, сломал свой лук и стрелы. Вернулся он вечером домой, вышла жена навстречу.
   — О муженек! Ты без добычи и грустный. К добру ли это?
   — Раба божья, ― отвечает Авчи Ахмад, ― я сегодня такое натворил, что ничем не исправишь. Оставь-ка меня в покое.
   Наступило время идти в диван, к aгe, где уже собрался народ. Раньше Авчи Ахмад рассказывал здесь занимательные истории, связанные с охотой, шутил. А в этот раз он был мрачный и молчал. Никому не удалось втянуть его в беседу.
   Ага спросил его:
   — Будь в здравии, Авчи Ахмад, какая беда стряслась с тобой?
   Оставим мы Авчи Ахмада в диване и вернемся к белой змее.
   Белая амея была дочерью змеиного шаха. Пришла она к отцу и сказала:
   — Отец, сегодня охотник Авчи Ахмад пустил стрелу и отсек мне хвост.
   Призвал шах двух кобр и велел им:
   — Пойдите и спрячьтесь в сапоги Авчи Ахмада, только он наденет их, вы ужальте его так, чтобы яд ваш убил его. Потом возвращайтесь.
   Приползли змеи в диван и незаметно забрались в сапоги Авчи Ахмада. А тем временем Авчи Ахмад отвечал на вопрос аги:
   — Будь в здравии, ага. Удача раньше всегда сопутствовала мне, но сегодня я долго бродил по лесу и ничего не нашел. Присел я на камень у родника отдохнуть. Вижу ― белая змея выползла из-под камня. Извиваясь по земле, она очертила круг своим телом и легла греться под солнцем. Тут появилась черная змея. Она свернулась клубком и бросилась на белую. Как ни отбивалась белая змея от черной, спасения ей не было. Тогда белая змея крикнула: «Да чтоб тебя поразила стрела Авчи Ахмада!» Я подумал: моя стрела еще ни разу не знала промаху, убью-ка я эту черную змею и спасу белую. Пустил я стрелу, но впервые промахнулся, и стрела моя отсекла хвост белой змеи на четыре пальца. Теперь меня мучит раскаяние.
   Услышали кобры рассказ Авчи Ахмада, неслышно выползли из его сапог и вернулись к своему шаху.
   — Будь в здравии, шах, мы не убили Авчи Ахмада.
   — Как! ― рассердился змеиный шах. ― Вы посмели не выполнить мой приказ?
   Тут змеи рассказали все, что услышали от Авчи Ахмада. Тогда шах велел:
   — Идите и скажите Авчи Ахмаду, что змеиный шах приглашает его к себе.
   Увидел Авчи Ахмад двух кобр ― душа его сразу в пятки ушла.
   — Что вам от меня нужно? ― спросил он.
   — Нас послал за тобой змеиный шах.
   Авчи Ахмад подумал: «Он послал за мной, чтобы убить меня, ведь я отсек хвост его дочери».
   Оделся он и поплелся, до со страху шаг вперед делает, десять назад. Пришли они наконец к шаху. Видит Авчи Ахмад ― змей собралась тьма-тьмущая: иголке некуда упасть. Тесными рядами они лежали, как плетеная корзина. Шах подозвал к себе Авчи Ахмада.
   — Закрой глаза, Авчи Ахмад, и ступай по змеям, да не бойся, сегодня никто тебя не посмеет тронуть.
   Когда он проходил по змеям, белая змея вышла и сказала:
   — Авчи Ахмад, только ты найдешь среди змей ту черную змею. Отец велит убить ее и в награду исполнит любое твое желание. Ничего не проси, кроме яда из пасти самого шаха. Потом я скажу тебе, что дальше делать.
   Авчи Ахмад подошел к шаху змеи, поклонился ему в ноги.
   — Авчи Ахмад, будь в здравии, ― воскликнул шах. ― Ты прославленный охотник, многое повидал на свете, но почему ты отсек на четыре пальца хвост моей дочери?
   Авчи Ахмад рассказал змеиному шаху все, что с ним произошло у родника. Шах спросил:
   — А ты смог бы сейчас найти среди всех змей ту, черную?
   — Да, конечно, я хорошо ее запомнил.
   Шах велел змеям группами проползать мимо них. Но Авчи Ахмад сказал:
   — Шах змей, той черной здесь нет.
   Тогда шах приказал:
   — Приведите всех змей до единой.
   Но и среди новоприбывших не было той черной. И тогда ее привели силой. Авчи Ахмад узнал змею еще издали, хоть и хотела она, незаметно спрятавшись за другими, проскользнуть мимо него.
   Сказал Авчи Ахмад:
   — Будь в здравии, шах, вон та черная змея, что прячется за другими, ― это та, о которой я говорил.
   Змеиный шах велел схватить змею, разрубить на куски и раскидать в разные стороны. Так и сделали. А шах обратился к Авчи Ахмаду:
   — Охотник, ты спас жизнь моей дочери, говори, чего ты хочешь, я выполню любое твое желание.
   — Благодарю тебя, шах, но я ни в чем не нуждаюсь, хочу только яда из твоей пасти.
   — Но мой яд убьет тебя, проси чего-нибудь другого: казну, богатство, проси дочь мою или сына, только не яд.
   — Нет, шах, больше ничего мне не нужно: или дай яд, или бог с тобой.
   — Ах, лучше бы ты убил белую змею, чем просил об этом! ― воскликнул шах. ― Но я сдержу обещание и выполню твою просьбу.
   Авчи Ахмад раскрыл рот, и змеиный шах капнул ему яда.
   Когда охотник шел обратно, к нему вышла белая змея и сказала:
   — Будь в здравии, Авчи Ахмад, бог выполняет желания тысяч существ, теперь выполнил твое. Иди, но никому не открывай своей тайны. Отныне ты будешь понимать язык камней, птиц, трав, только смотри же, никому ни слова о своей удаче. А хвост мой, который ты отсек стрелой, лежит у камня, зарой его перед своим домом. Вырастет удивительное дерево, и на нем будут расти разные плоды. Помни же, никому не раскрывай свою тайну.
   Пришел Авчи Ахмад к камню, взял хвост белой змеи. Идет он и слышит шелест трав, говор камней, язык животных и все понимает, о чем они переговариваются. Поэтому с давних времен и говорят: кому в рот попал змеиный яд, тот понимает речь камней и воды, растений и животных.
   Как сказала белая змея, так и сделал Авчи Ахмад: зарыл ее хвост у порога своего дома.
   Прошло некоторое время, выросло на этом месте дерево, а на нем диковинные плоды. Собрался народ и диву дается чудо-дереву: и не яблоня это и не груша, а растут и груши, и яблоки, и множество других плодов.
   — Авчи Ахмад, откуда у тебя это дерево? ― спрашивают люди.
   — Нашел я на земле куст, посадил его, вот и выросло такое дерево.
   Загордился Авчи Ахмад. Остановился как-то караван в городе. Авчи Ахмад обратился к базэрган-баши:
   — Вы бываете в разных странах, много видели на своем веку, а кто из вас знает, что за дерево растет у меня во дворе? Тому, кто отгадает, я отдам все свое имущество, свой дом, а не отгадаете ― весь ваш караван останется мне.
   На том и условились. Пришли люди во двор к Авчи Ахмаду. Базэрган-баши сказал, что это ― яблоня. Свидетели ― кази и мулла ― возразили:
   — Но если это яблоня, почему на ней и груши растут? А если это грушевое дерево, почему на нем и гранаты растут?
   Не смог базэрган-баши доказать, что это ― яблоня, и весь его караван достался Авчи Ахмаду.
   А базэрган-баши почесал затылок и ушел. Стал он везде рассказывать о чудо-дереве Авчи Ахмада. Услышал его рассказ другой базэрган-баши, богаче первого, и решил:
   — Пойду я и отгадаю, что за дерево растет у Авчи Ахмада. Ну а если не отгадаю, что ж, на все божья воля.
   Пришел он к Авчи Ахмаду, попытался узнать, что это за дерево. Думает: «Что же сказать, чтобы правильно было?»
   — Это ― гранатовое дерево, ― сказал он.
   — Если это гранатовое дерево, так почему и орехи на нем растут? ― удивляются люди.
   И этот базэрган-баши отдал Авчи Ахмаду все свое имущество Почесал он затылок и ушел восвояси.
   И пошел слух по всему свету о чудо-дереве Авчи Ахмада.
   Жил еще один очень мудрый базэрган-баши. Сказал он как-то:
   — Один бог ведает, что это за дерево. Никто нам не поможет, кроме жены Авчи Ахмада. Надо через нее узнать тайну дерева. Если и она не знает, так никто не узнает.
   Авчи Ахмад разбогател, живет, не тужит, беднякам помогает, с богатыми пирует.
   — Авчи Ахмад, ― говорят ему люди, ― дай бог, чтобы твоя тайна была еще глубже зарыта в твоей душе.
   А тем временем тот мудрый базэрган-баши собрал свой караван и направился в страну Авчи Ахмада. Приехал он, нашел посредника, сказал ему:
   — Любыми путями сообщи жене Авчи Ахмада, что в город пришел караван, груженный золотом и драгоценностями. Скажи, что базэрган-баши просит, рассказать тайну чудо-дерева, взамен он обещает подарить весь свой караван и взять тебя в жены. Увезет он тебя в дальние страны, покажет, как надо жить, а то, мол, Авчи Ахмад держит тебя как пленницу, даже в город не выпускает.
   Нашел посредник старуху-колдунью, послал ее к жене Авчи Ахмада. Женщины быстро нашли общий язык. Сказала жена Авчи Ахмада:
   — И вправду, ведь я жена его, а он мне ничего не говорит. Вот уже два каравана достались ему, а я и не знаю, в чем тайна дерева. Бог свидетель, сегодня вечером я все узнаю.
   Вернулся Авчи Ахмад домой, а жена сидит в углу, обиженная, молчаливая. Воды не подала умыться, стол не накрыла, сидит и голову не поднимает.
   — Раба божья, отчего ты сегодня грустная?
   — Э, чтоб не видеть мне ни тебя, ни твоего богатства.
   — В чем дело, божий человек?
   ― Если я твоя жена, если мы одна семья, почему же ты не откроешь мне тайну своего дерева? В чем его сила? Ведь я твоя жена и должна ухаживать за ним больше, чем ты.
   — Раба божья, лучше не спрашивай! Я скажу тебе тайну, а ты и меня выдашь, и себя, да и дерево отнимут у нас.
   — Нет, нет и нет, вот тебе небо, а вот земля, скажешь тайну ― останусь, нет ― с сегодняшнего дня я тебе не жена, ты мне не муж.
   Но как ни уговаривала его жена, Авчи Ахмад оставался неумолим.
   Тогда жена встала и сказала:
   — Бог видит, я ухожу.
   Видит Авчи Ахмад ― и вправду жена уйдет, не выдержал:
   — Постой, божье наказание, я тебе открою тайну, но смотри ― никому ни слова.
   — Клянусь!
   — Как-то пошел я на охоту, увидел, как черная змея напала на белую, хотел убить черную змею, но стрела попала в хвост белой, а черная скрылась. Белая змея в награду за то, что я спас ей жизнь, велела мне зарыть хвост у порога. И вот выросло дерево, но никто никогда не узнает, что это за дерево. Я поклялся ей, что никому не раскрою тайну. Теперь ты знаешь ее, смотри, не сболтни кому-нибудь.
   Жена успокоила его:
   — Клянусь, я никому не скажу, теперь я еще лучше буду ухаживать за ним.
   Утром ушел Авчи Ахмад на охоту.
   Тут же появилась старуха-колдунья, спросила:
   — Ну как, узнала тайну?
   — Да, узнала, иди скажи базэрган-баши, что дерево растет на том месте, где зарыт хвост белой змеи. Пусть он отнимет меня и дерево у Авчи Ахмада.
   На другое утро пришел базэрган-баши к Авчи Ахмаду и сказал:
   — Авчи Ахмад, слышал я, есть у тебя дерево и ты считаешь, что никому не под силу разгадать его тайну?
   — Да, верно.
   — На что мы спорим?
   — Если я проиграю, весь мой караван будет твоим, а если ты проиграешь?
   — Если я проиграю, и дом, и жена моя — все станет твоим, а меня можешь брать за руки и выводить из дому.
   Тогда базэрган-баши говорит:
   — Что ж, зови свидетелей.
   Пришли кази, мулла, собрались и другие люди.
   Базэрган-баши сказал:
   — Это яблоня.
   — Нет.
   — Тогда груша.
   — Нет.
   — Гранат?
   — Не отгадал.
   — Ореховое дерево?
   — Нет.
   Тогда базэрган-баши сказал:
   — Хочешь, скажу правду? Это хвост белой змеи. А теперь уходи из дому.
   Услышав эти слова, Авчи Ахмад чуть ума не лишился, его словно по голове обухом ударили. Взяли его люди за руки и вывели из собственного дома. А базэрган-баши остался жить в доме Авчи Ахмада.
   Авчи Ахмад же, как безумный, бродил по лесу. Наконец вышел к роднику, присел на камень. Подползла к нему опять белая змея, спросила:
   — Что привело тебя сюда, ведь теперь у тебя все есть?
   Рассказал ей Авчи Ахмад о своем горе.
   Ответила она:
   — Охотник, ведь я предупреждала тебя, почему не послушался? Теперь иди к такому-то мазару (Мазар ― обычно гробница или просто могила какого-нибудь святого.), увидишь там дервиша. Отдай ему эти десять золотых и скажи: «Эту ночь поспи дома, я побуду вместо тебя». Останешься один, помолись святому этого мазара и ложись спать. Святой приснится тебе, ты скажи ему о своем желании. Если богу будет угодно, он исполнит его, а если нет, значит, все пропало.
   Пришел Авчи Ахмад к тому святому месту, дал дервишу десять золотых. Тот сказал:
   — Авчи Ахмад, ты ведь самый богатый человек в мире, ты владеешь божьей тайной. Что ты натворил? За что даешь мне золото?
   Авчи Ахмад отвечал:
   — Братец, поспи сегодня дома, я побуду здесь. Посмотрю, какова божья воля.
   Дервишу, конечно, и за два года не собрать бы десять золотых. Он взял золото и ушел.
   Авчи Ахмад с вечера до утра молился:
   — Господи, свет моих очей, я провинился, но ты прости меня и не наказывай.
   Вдруг он услышал голос:
   — Авчи Ахмад, иди к дереву, на которое я тебе укажу. Под ним зарыт кувшин золота. Возьми его и поспорь с базэрган-баши. Скажи, что солнце завтра взойдет на западе, а закатится иа востоке. Бейся об заклад на свой дом, дерево, имущество, а ему предложи этот кувшин золота. Если тебе удастся вызвать его на спор, ты выиграешь. А я попрошу у господа бога, чтобы солнце взошло на западе, а закатилось на востоке.
   Авчи Ахмад лег спать. Утром проснулся, пошел к дереву, видит ― дерево сохнет, лишь одно яблоко уцелело на нем ― золото мешает ему расти. Вырыл он кувшин золота. Пришел к своему дому, вызвал базэрган-баши. Поздоровался и сказал:
   — Здоровья тебе, базэрган-баши, давай еще раз поспорим.
   — На что спорить-то? Ведь ты гол и бос, за душой у тебя ни гроша.
   — На этот кувшин золота, ― предложил Авчи Ахмад, ― а ты на свой дом, имущество и дерево.
   — Хорошо, ― согласился базэрган-баши.
   Собрались свидетели.
   Авчи Ахмад сказал:
   — Завтра солнце взойдет на западе, а закатится на востоке.
   Никто не поверил ему, и все решили, что охотник потерял разум из-за того, что лишился своего богатства.
   Наступило утро, вновь собрались люди, и все увидели, что прав оказался Авчи Ахмад. Тут же схватили базэрган-баши за руки и вывели из дому. Снова Авчи Ахмад стал владеть своим богатством и деревом.
   Пусть базэрган-баши уходит, оплакивая свою судьбу, а мы посмотрим, что делает Авчи Ахмад.
   А Авчи Ахмад по утрам уходит на охоту. Ко всему прислушивается. Птичка запоет ― Авчи Ахмад знает, о чем ее песня. Собака залает ― понимает собачий язык. Как-то он охотился и не заметил, как заблудился. Вышел к незнакомому месту и смотрит ― шатер стоит. Авчи Ахмад размышляет: «Видно, богу было угодно завести меня сюда, но я не пойду дальше. Пойду-к я попробую попроситься на ночлег». Подошел он к шатру, увидел богача:
   — Салам-алейкум, отец!
   — Алейкум-салам, дорогой!
   — Гостей принимаешь?
   — Гость ― от бога, заходи, пожалуйста.
   Сели они к столу. Стал хозяин угощать Авчи Ахмада мясом и рисом, кофе, чаем. Пока они угощались, к загону с овцами подобрались волки и завыли. Они обращались к старому псу:
   — Что ты скажешь? Мы так изголодались, что невтерпеж.
   Старый пес лежал недалеко от отары, он ответил:
   — Я стар, хозяин меня уже не кормит, как прежде. Режьте овец, и я вместе с вами поем. Мой щенок ничего вам не сделает ― мал он еще.
   А щенок, лежавший рядом, затявкал:
   — Если Авчи Ахмад отдаст мне свой ужин, клянусь, я и тебя и волков задушу, но не дам тронуть и ушко козленка.
   Авчи Ахмад слышал весь этот разговор. Он взял еду и тихонько отнес щенку.
   Богач увидел это, обиделся:
   — Помилуй тебя бог, дорогой, что ты делаешь? Или ты недоволен моим угощением, что еду собаке отдаешь, или я свою собаку голодной держу?
   — Уважаемый, прости меня, есть ли у тебя в доме еще еда?
   — Еды в моем доме ― сколько твоей душе угодно, лишь бы здоровья хватило.
   — Тогда принеси мне еды, и дело с концом.
   Поели они, но богач затаил в душе обиду на Авчи Ахмада.
   Ночью волки напали на отару, щенок кинулся ее отбивать. Двоих волков и пса он задушил и спокойно улегся на свое место.
   Утром Авчи Ахмад попросил хозяина:
   — Покажи-ка мне своих овец.
   Пришли они в загон и видят ― щенок задушил двух волков и пса тоже.
   — Вот потому я и покормил его, что услышал, как он обещал спасти овец, если я отдам ему свой ужин.
   — Авчи Ахмад, я благодарен тебе, скажи о своем желании, и я исполню его.
   — Зарежь одну овцу и дай поесть своему псу.
   Богач зарезал овцу, которая как раз должна была ягниться. Появились на свет два ягненка. Один ягненок и говорит другому:
   — Я стану матерью ста ягнят.
   — А я за ночь сто овечек покрою, ― сказал другой.
   Авчи Ахмад услышал их разговор.
   Богач спросил:
   — Авчи Ахмад, так скажи, чего ты хочешь?
   — Будь в здравии, брат, пусть никогда не иссякнет твое богатство, позволь мне взять этих ягнят.
   — Они еще вкуса материнского молока не знают, куда ты их возьмешь, они погибнут в пути.
   — Ничего, ты дай мне их, остальное ― моя забота.
   Попрощались они. Авчи Ахмад принес ягнят домой. Когда ягнята выросли, во время случки Авчи Ахмад выпустил вечером своего барана к ста овцам. Баран прилег к овце с пятном на лбу. Авчи Ахмад приметил это. За ночь баран покрыл сто овец и снова лег рядом с овцой с пятном на лбу.
   Утром видит Авчи Ахмад ― баран все еще лежит рядом с той же овцой. Рассердился он на барана:
   — Ах ты обманщик! Обещал покрыть сто овец, а сам, лентяй, как лежал возле этой овцы, так и лежишь до сих пор!
   И велел он этого барана зарезать. Перед смертью баран проклял Авчи Ахмада. И с того времени удача покинула Авчи Ахмада, вошли в его дом разлад и неурядица.
   Как-то собака Авчи Ахмада с лаем погналась за кошкой, та с визгом наутек.
   — Я тебя съем, ― говорит собака.
   — Почему? ― спрашивает кошка.
   — Да потому что в доме Авчи Ахмада нет больше согласия, а я всегда хочу есть.
   — Подожди, пока не ешь меня, ― отвечала кошка. ― У Авчи есть голубь, съедим его.
   Пришла кошка к голубю:
   — Я тебя съем.
   — Почему?
   — Потому что пес хочет съесть меня, он голодный из-за того, что у Авчи Ахмада в доме нет согласия. Никто больше не присматривает за собакой.
   — Погоди, не ешь меня, ― говорит голубь. ― Иди скажи собаке, что завтра хлев Авчи Ахмада рухнет, погибнет миого скота. Вот пес и насытится.
   Услышал Авчи Ахмад их разговор, вывел скот из хлева, свел на базар и продал.
   Прошло несколько дней. Опять собака погналась за кошкой:
   — Теперь-то я тебя не отпущу, съем.
   — Не ешь меня! Наверное, Авчи Ахмад слышал наш разговор, пойду спрошу у голубя, ― ответила кошка.
   Пришла она к голубю:
   — Тогда ты так громко говорил, что Авчи Ахмад услышал и продал скотину.
   Голубь ответил:
   — Теперь обрушится овчарня. Погибнет миого овец. Вы с собакой досыта наедитесь.
   Авчи Ахмад услышал и этот разговор, продал он овец.
   Разозлилась собака, поймала кошку:
   — Ну, хватит, который день уже у меня крошки во рту не было.
   — Погоди, я схожу к голубю, что он на этот раз скажет, ― просит его кошка.
   Голубь ответил:
   — Сегодня ночью кони Авчи Ахмада задохнутся в конюшне. Люди конину не едят, вот вы и будете сыты.
   Авчи Ахмад услышал это и продал коней. Поймала собака кошку, сказала:
   — На этот раз я тебя съем, видит бог, ты меня обманываешь.
   — Погоди, в последний раз отпусти к голубю, ― взмолилась кошка.
   А голубь сказал:
   — Теперь уж как хотите, можно говорить и тихо и громко. Завтра настанет час Авчи Ахмада, отдаст он богу душу. Соберутся люди, устроят поминки, вот вы и насытитесь.
   Услышал слова голубя Авчи Ахмад, заметался, да разве от судьбы убежишь? Утром Авчи Ахмад умер. Односельчане устроили по нему поминки, а кошка и собака тут как тут, наелись они вдоволь, а голубь улетел.
   Вот и вся история про Авчи Ахмада.

Главная

Sayings

Помощь

Каталог




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 239 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315



С помощью поиска можно
выбрать лучшую народную мудрость мира,
необходимую именно Вам и именно сейчас.
Поиск по всей коллекции:
"Пословицы и поговорки народов мира"
World Sayings.ru



Главная | Sayings | Помощь | Литературный каталог



NZV © 2001 - 2021