Сказки Центральной Индии
ПЕРО ГРИФА
Жил в одной деревне богатый брахман. Детей у него не было, а с женой шли вечные раздоры да ссоры, и всегда начинала она. Надоело это ему, и раз в гневе он ушел в чужие края. Шел он, шел и в одном месте вдруг видит: навалена целая куча покойников — всё, видно, люди важные, родовитые,— а рядом тело сапожника брошено. Смотрит, стая грифов приметила мертвецов и спустилась к ним. Только чудно: не едят они чистых гладких покойников — все клюют тело сапожника. Увидел брахман, что делают грифы, диву дался, понять ничего не может. (Изумление брахмана вызвано низким социальным положением кожевников, в большинстве своем неприкасаемых, а внешне обычно отличающихся от представителей более высоких каст своей темной кожей. Правда, в этой сказке речь не о собственно кожевниках — чамарах, а о сапожниках — мочи, представляющих ответвление от первоначально единой касты, достигшее более высокого социального статуса. В частности, мочи не считаются неприкасаемыми, как чамары, и им разрешается посещать храмы и участвовать в религиозных процессиях. В своих обрядах они подражают высшим кастам и могут приглашать брахманов для совершения церемоний, причем брахман не подвергается от этого осквернению.) — Ну и дурные же эти грифы,— говорит.— Ели бы вперед тех, гладких. Что им за охота клевать сапожника? Случись так, что услыхал его гриф-старшой. — Послушай, брахман,— зовет.— Иди-ка сюда. Я тебе скажу, если хочешь, где причина того, что тебе чудным кажется. Подошел брахман к старому грифу и говорит: — Хорошо. Я бы послушал, что ты мне можешь сказать. Старый гриф вырвал маховое перо из крыла и дает его брахману: — Возьми и приставь его к глазам, вроде очков,— говорит,— а потом посмотри на этих покойников — увидишь, на что они похожи. Поглядел на них брахман через перо и видит — все эти важные люди вовсе не люди, а разные твари: псы, кошки и прочее. Поглядел он, гриф его спрашивает: — Ну, теперь ты их разглядел? — Да, разглядел,— отвечает. Тогда гриф ему говорит: — Ну хорошо, теперь иди домой и взгляни на свою жену. Увидишь, кто она такая. Вернулся брахман домой, жене и не показался, только взглянул тайком на нее и увидел, что она вовсе не человек, а сука. Стал он в уме раскидывать: «Какой же мне прок жить с собакой? Выходит, хорошо, что я отсюда ушел». И он отправился снова в чужие края. Перо грифа он взял с собой. Шел, шел и пришел в одно место, а там в доме у сапожника собралось много народу. Увидел он столько людей, подошел и взглянул на них через перо. Видит — все звери. Сами сапожник с женой — собака и кошка. Одна дочка у них человеком оказалась. Говорит брахман сапожнику и его жене: — Покормите меня сегодня. Дайте чего найдется. У меня уже давно крошки во рту не было. — Ты брахман, а мы сапожники — со шкурами павшей скотины дело имеем,— отвечают они оба сразу.— Разве мы смеем что-нибудь тебе предложить? (Брахман не должен принимать пищу из рук сапожника. Он берет продукты и готовит их сам.) — Все равно,— говорит брахман.— Сегодня я буду есть все, что дадите. — Хорошо,— отвечают.— Будешь есть — мы дадим. Дали ему, что у них было. Он приготовил себе рис с подливой и поел. Как отдохнули после еды, брахман завел разговор. — Есть у меня к вам одно дело,— говорит он сапожнику и его жене.— Хотите услышать? — Хорошо,— отвечают они.— Скажи, сделай милость. Иначе как нам узнать, что у тебя на уме. Подойдет нам, скажем «да», не подойдет — не скажем «да». — Дело вот какое,— говорит он.— Не отдадите вы за меня вашу дочку? Вот о чем я думаю. Услыхали такое сапожник и его жена, дивятся. «Чудно,— думают.— Он ведь брахманской касты, а говорит, что хочет взять нашу дочку (Индуистская традиция рекомендует заключать браки внутри каст. Отступления — брак с представительницей более низкой касты — иногда допускаются для мужчин, но не для женщин, которые в этом случае исторгаются из общины.). Непонятное дело. Полоумный он, что ли? Надо нам разузнать хорошенько, всерьез он этого хочет или пустое городит». А брахман говорит: — Нет, я всерьез. Это не выдумка и не обман. Я хочу на вашей дочке жениться. — Хорошо,— отвечают.— Только ты брахман, а она из касты сапожников — как же ты на ней женишься? — Такая уж моя воля, почтенные,— говорит он. Ну они и отдали дочку, только сказали: — Не забывай, ты берешь ее знаючи. Вот он и повел ее к себе домой. Пришел с ней домой, а старую жену прибил и прочь выгнал, потому что она вправду была не человек. Просто Чандо дал ей такое тело, чтобы людей в обман вводить. Вот и конец.
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
|