Сказки Центральной Индии
БАСУК НАГ И БАЙГА
Забеременела на старости лет жена у байги. Говорит своему старику: — Я — тяжелая. Мне грибков охота. Старый байга пошел в лес за грибами, да нигде ни одного не нашел. Устал страсть и пить ему до смерти хочется. Подошел к роднику — а тот сухой. Смотрит, там крабья норка. Вот краб и выпустил ему чуток водицы. Старый байга попил и присел под дерево отдохнуть. Возле дерева был муравейник, а в нем жил Басук Наг (Басук Наг (букв, «змей Басук», от санскритского «Васуки») — один из членов триады богов-змей. Ему посвящен ряд храмов, жрецами в которых служат представители низших каст, что свидетельствует о неарийском происхождении культа.) — большая кобра. Спрашивает Наг у старика, что его заботит, и старик все ему рассказал. Тогда Басук Наг говорит: — Я тебе дам грибов. Только если у тебя будет дочь, ты ее мне в жены отдашь. Старик согласился. У него на пальце кольцо было, серебряное. Басук Наг велел ему вырыть в земле ямку, положить туда кольцо и тряпкой прикрыть. Он это сделал, а Басук Наг заклинанье прочел. Подняли тряпку — а там грибы. Как подошло время старухе родить, Басук Наг обернулся мухой и прилетел к байге в дом — посмотреть, кто родится. Родилась дочка, а мать и отец всем говорят, будто сын. Да Басук Наг сам все видел. Он и потребовал, чтобы ему отдали девочку. Вот подросла она, и отец повел ее к старому змею — замуж за него выдавать. Довелось им проходить водоем, где рос лотос невиданной красоты. Это Басук Наг принял такое обличье. Увидела девушка лотос и говорит: — Я хочу к свадьбе себе этот цветок в волосы приколоть. И пошла она за цветком в воду. Вошла и запела:
Батюшка! Лотоса я не достала, А вода мне уже до колен.
Отец отвечает: — Иди дальше, дочка, иди.
Зашла она глубже и поет: Батюшка! Лотоса я не достала, А вода мне по пояс уже.
А отец отвечает: — Иди дальше, дочка, иди. Она зашла еще глубже и запела:
Батюшка! Лотоса я не достала, А вода мне по самое горло,
А отец отвечает: — Иди дальше, дочка, иди. Вот она и ушла вся под воду, и кобра ее утащила. Отец с горя стал головой биться об землю и умер. А в доме у них из того места, где послед закопали, когда дочь родилась, вырос цветок, и из цветка вышел мальчик. Тут вскоре умерла и старуха, и он остался один. Он смастерил себе скрипочку, собрал по деревне тряпья, свил из него себе пестрый тюрбан и пошел по белу свету просить милостыни. Идет и поет:
Моя старая матушка умерла — мусор в кучу тащила, Мой батюшка умер в лесу, на краю водоема. Сестрицу мою утащил к себе Басук Наг. Вот я и остался один по свету бродить в этом тюрбане из тряпок. Матушка! Дай мне хоть горстку чего-нибудь съесть!
Так он добрался до того места, где жила его сестра. Услыхала она его песню, поняла, кто это поет, обняла брата и заплакала. Стал брат жить у сестры с Басук Нагом. Каждый день они шли в лес ставить силки на дичь, и паренек всегда нес домой много добычи. А Басук Наг все, что к нему в силок попадет, сам тайком ел на месте и домой всегда приходил с пустыми руками. Раз Басук Наг съел всю добычу из своих силков и из силков паренька, сел средь дороги, разинул пасть и стал ждать шурина — хотел его проглотить. Да паренек-то был не простак. Он своим топором Басук Нага в куски изрубил и все эти куски в кучу свалил. Басук Наг такой был большой, что кровь из него рекой полилась, а куча костей и мяса горой поднялась. Воротился брат домой, а сестра спрашивает: — Где зять твой? — Ты о нем не заботься,— говорит брат.— Пойдем со мной, будем жить вместе в горах. Вот и ушли они оттуда счастливые. Расчистили себе в лесу поле и дичью еще промышляли.
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
|