Узбекская народная сказка
ПРОИГРАННЫЙ МИНАРЕТ
Было ли то или не было, но рассказывают, что в стародавние времена ширинские и вабкентские муллы дружили и уважали друг друга. Ширинцы каждодневно ездили в гости в Вабкент и ели плов вабкентцев, а вабкентцы каждодневно ездили в Ширин и ели плов ширинцев. Вабкентские муллы женили своих сыновей на дочерях ширинских мулл, а ширинцы женили своих сыновей на вабкентских девицах. И жили ширинские муллы в мире и в ладу с вабкентцами до той поры, когда вздумали вабкентские муллы построить у себя минарет, построили, да такой, которому нет равного по высоте. И возгордились вабкентские муллы и стали смотреть на ширинцев свысока и заявлять при встречах: "Эх, вы, деревенщина! У нас минарет, а у вас что?" И подлинно подобен минарет вабкентский по стройности своей кипарису, а по величию утесу. Какие придал ему мастер линии искусства, как тонко изукрасил он стены затейливыми узорами. Смотрели все и восхищались. Увы, ширинские муллы минарета не имели и зависть заползла в их души и стала занозой в их сердце. А известно ведь, что зависть и гордыня не уживаются с дружбой и уважением. Кончилась вековечная дружба между ширинскими и вабкеитскими муллами. Но довольно о зависти и вражде, пора рассказать, что случилось с вабкентским минаретом. Однажды ширинские муллы приехали на вабкентский базар продавать и покупать, покупать и продавать. По окончании торговли сидели они на площади и играли в кости со своими недругами — вабкентскими муллами. Не везло в тот день вабкентцам. Все выигрывали ширинцы и все проигрывали вабкентцы. Проиграли уже вабкентские муллы и деньги, и товары, и даже кое-какую одежду. — Нет, пора кончать, — закричали вабкентцы, — нет нам сегодня везения. Тогда один вабкентский мулла в азарте воскликнул: — Слушайте, вы ширинцы, — ставьте на кон все, что мы вам сегодня проиграли — и деньги, и товары, и одежду, а мы ставим на кон вабкентский минарет. Бросайте же кости. Посмотрим, кто кого. — Как же так? — удивились ширинские муллы. Очень они хотели иметь вабкентский минарет, но уж больно удивило их предложение вабкентцев. — Разве не стоит столь прекрасный минарет каких-то денег, товаров и одежонки, которую вы выиграли только что. Минарету цены нет. Минарет вполне исправен и может отлично служить для созыва правоверных на молитву. Минарет пойдет в игру со всеми кирпичами, из которых он построен, со всеми украшениями и с муэдзином в придачу без всякой доплаты. Неужели вы, ширинцы, не захотите получить минарет так дешево? Неужели вы не хотите позаботиться об украшении площади своего селения? Играйте же, минарет против денег, товаров и кое-какой одежонки! Бросаю кости. Обуяла жадность ширинских мулл, появилось у них горячее желание заполучить вабкентский минарет, поставить у себя посреди кишлака и хвастаться затем перед всем миром несравненным минаретом. — Но, — сказал один из ширинцев, — скажите вы, умники. Если вы выиграете деньги, товары и кое-какую одежонку, вы возьмете все это и уйдете себе восвояси по домам, а если мы выиграем. Как передвинем минарет за десять верст к себе в кишлак Ширин? А? — Зачем же вам переносить минарет к себе. Пусть стоит здесь, а принадлежать будет вам. Вы, собственники и владетели, сможете хоть каждый день приезжать сюда, в Вабкент, и любоваться минаретом сколько хотите. — Ну нет, — закричали ширинские муллы, — где найдете вы таких дураков, чтобы бросать свое добро. Нет, ничего не выйдет. Играть мы не будем. Видят вабкентские муллы дело плохо. Уедут сейчас ширинцы и увезут весь выигрыш. Повесили они головы, опечалились. Мимо проходил Насреддин Апанди. Прислушался он к разговору и сказал: — Послушайтесь моего совета. Есть способ, при помощи которого вы, ширинцы, увезете минарет, если счастье в игре будет на вашей стороне. Смотрите, минарет растет из земли подобно дереву. Видите тень, упавшую от минарета, вон до той бани. Видите. Соберите всех ваших ишаков, поставьте бок о бок по длине тени, подрубите минарет под основание, он упадет на спины ослов и везите его, во славу аллаха, к себе в Ширин. Там выроете яму и посадите минарет точно чинар. Пусть растет. Повернулся Апанди и ушел. — Бросай же костя, о вместилище хитрости, — закричали ширинские муллы. — Мы играем. Вабкентец встряхнул кости раз, встряхнул два, встряхнул три и… бросил на землю. Увы! Вабкентские муллы сноза проиграли. — Наш минарет, наш минарет, — возопили ширинцы. Возликовали они и, схватив, кто кетмень, кто лом, кто топор, кинулись к минарету и начали долбить его основание. Застучало железо о кирпич. Посыпались искры. Но крепко построен минарет, и сколько ни трудились ширинские муллы и день, и два, и три, но так и не сумели повалить его и увезти с собой. Так и остался минарет в Вабкенте. А каждый, кто усомнится в правдивости рассказанного, пусть отправится в селение Ширин. Ширинцы отведут его в Вабкент и там ему покажут выигранный ими когда-то минарет и покажут еще глубокие дыры в основании минарета, выдолбленные некогда почтенными муллами из кишлака Ширин.
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
|