Осетинская народная сказка
ЖЕНА КУМИЯКА
Жил-был хан, и был у него молодой кумияк. Однажды хан заставил кумияка взнуздать коня и оседлать его. Кумияк просит хана: — Разреши проджигитовать мимо тебя на коне! Он быстро вскочил на коня, проджигитовал мимо хана в одну, в другую сторону, а затем стрелой пролетел над башней. — Что ты делаешь? — кричит ему вдогонку хан. — Что я делаю? — отвечает ему кумияк. — До сих пор я очень много работал на тебя, и пусть мой труд пойдет тебе на пользу, а я отправляюсь испытать свое мужество. Кумияк уехал и поселился в безлюдной стране. Он уходил в набег и каждый раз возвращался с девушкой и юношей; таким путем он основал село в сто дворов. Жители села избрали его ханом над собой. Однажды жители села предложили ему: — Женись, засватай себе жену! Он послал сватов к одному хану, и хан выдал за него свою дочь. Они прожили в согласии значительное время, и однажды жена ему говорит: — Ты никуда больше не выезжаешь. Отправься куда-нибудь, а я даю тебе слово именем своего бога: если только меня коснется рука постороннего мужчины, то я пронжу себе сердце своими стальными ножницами. Он отправился проведать свою сестру за горами, а жена осталась дома. Тогда бог — да будет ему табу! — подумал: «Неужели против нее нет никакого средства? Не нарушит ли она своего слова?» И он приказывает Уасгерги: — Превратись в стройного молодого человека, отправляйся к той женщине и прояви свое мужество и ловкость. Уасгерги — да будет ему табу! — превратился в молодого человека в белой черкеске, в белой папахе и через дымовую трубу заскочил к женщине, жене кумияка, — разве ему это трудно сделать?! Женщина вскочила со своего места. Около нее было семь девушек, и Уасгерги их усыпил. — Вот тебе два мешочка золота, — говорит он ей, — и сделай так, чтобы я побыл с тобой наедине. Жена кумияка отвечает: — Я дала клятву именем своего бога: как только меня коснется чужой мужчина, я вонжу свои булатные ножницы в сердце. Он ничего от нее не добился. Вернулся к богу и доложил ему: — Она решительно отказала мне. Я не нашел никакого средства, чтобы склонить ее нарушить свое слово. — Попытайся второй раз! — приказал ему бог. Уасгерги принял другой вид и тем же путем неожиданно предстал пред женщиной, но она все-таки не сдалась. А затем предстал перед ней сам бог, но и его домогательства она отвергла. — Я дала клятву именем своего бога, — заявила она ему. — Как только ты прикоснешься ко мне, я своими булатными ножницами пронжу свое сердце. — В таком случае бог — я сам, — сказал он ей. — А как бог может снизойти до подобных мне? — Если не веришь, скажи мне, какого благодеяния ты хочешь? Жена кумияка сказала: — В таком случае пусть это село кругом будет заключено в железную ограду, а посередине пусть появится семиэтажная башня, внутри же башни пусть бьет источник, оживляющий мертвых, в комнатах же пусть будет такое зеркало, смотря в которое я могла бы видеть все, что происходит на свете. — Тогда посмотри в левую сторону! — сказал ей бог. — А теперь посмотри направо! Она сперва посмотрела налево, затем направо, и стало так, как она желала. Сестра ее мужа была вещая. Она во сне увидела жену брата и сказала брату своему за три дня до срока его возвращения: — Ты тут сидишь, а жена твоя на деньги построила замок и железную ограду вокруг него. Брат даже не притронулся к пище, вскочил на коня и поспешно выехал. Жена смотрит в зеркало и удивляется: — Муж выехал в бешенстве по наущению сестры своей. Просо не может быть пшеницей, а овес — просом: он дурного происхождения и может натворить что-нибудь. Он прибыл домой, и жена ему говорит: — Клянусь богом, что тут, кроме божьего дара, ничего другого нет. — А вот это тебе божий дар! — и с этими словами он вонзил ей кинжал в сердце. Жена его умерла, а муж вскочил на коня и отправился странствовать. Село после него впало в бедность. В село прибыл однажды армянин-торговец с материей и поселился в этой башне. Он увидел там покойницу и был поражен ее красотой. У армянина было двое слуг, и одного из них он послал с рыбой: — Иди вымой ее в источнике! Тот пошел с рыбой к источнику, и только он опустил рыбу в воду, как она вырвалась из его рук. Он вернулся обратно и сказал своему хозяину: — Как только я опустил рыбу в источник, она ожила и вырвалась из моих рук. — Вырвалась она у тебя! — сказал армянин и отрубил ему голову. — Иди ты! — приказывает он другому слуге. — Как же, чтобы и меня ты убил! — отвечает слуга. Все-таки он его послал, и с ним случилось то же, что и с первым слугой. Он вернулся и сказал хозяину: — И у меня она вырвалась, прошу прощения! Пойди сам с рыбой и попробуй обмыть ее в источнике! Армянин пошел с рыбой к источнику. Как только он опустил ее в воду, рыба ожила. Тогда он подумал про себя: «Попробую, может быть, и слуга мой оживет». Он подтащил тело своего слуги к источнику и искупал его. Слуга приподнялся и сказал: — Оф, оф, как долго я спал! «О боже, — думает армянин, — как бы оживить еще и женщину!» Он взял тело женщины, окунул его в источник; жена кумияка ожила и сказала: — Оф, оф, как долго я спала! — Ты не спала, ты была мертва, и я тебя вернул к жизни. А теперь ты будешь принадлежать мне. — Бог судил меня тебе, но я умерла от плохой болезни, и, пока я не выкупаюсь, до тех пор не прикасайся ко мне! Армянин ночь провел мучительно, а утром он вместе с женщиной направился к реке, чтобы искупаться в ней. — У нас не принято, чтобы женщина раздевалась при мужчине, — сказала ему жена кумияка. — Если хочешь купаться, то отойди отсюда подальше к камышу. Армянин отошел в сторону, а жена кумияка сорвала с головы волосинку и обратилась к богу с молитвой: — О боже! До сих пор ты оказал мне много благодеяний; преврати вот эту волосинку в мост через реку, а когда я дойду до другого берега, то разрушь его! Она перешла по мосту на другой берег реки и пустилась бежать. Бежит она, и повстречался ей табунщик. — Вот какая женщина досталась мне! — обрадовался он. Она сказала ему: — Я больна плохой болезнью и сначала должна искупаться, а затем я в твоей воле. Так она избавилась и от табунщика. Идет она дальше по дороге, и встречается ей чабан. Она и его обманула таким же образом, а затем подумала про себя: «Так я никуда не доберусь!» Переоделась она в одежду молодого человека, а свою одежду спрятала в хурджины. Идет она, идет по своей дороге дальше и попала в одно село. Она поселилась там. Все считали ее молодым человеком, а вскорости она стала управлять селом, сделалась алдаром. Сельчане решили женить своего алдара, и тогда он им сказал: — Если вы признаете меня, то сделайте из дерева статую, похожую на меня, оденьте ее в ту одежду, которая хранится в моих хурджинах, и в таком виде выставьте ее на развилке семи дорог. И того, кто при виде статуи будет плакать, приведите ко мне. Около статуи выкопайте яму для охраны, и пусть статую сторожат по два человека! Сельчане так и сделали. Первым по дороге, еле дыша, появился армянин. Он дошел до статуи и обращается к ней со словами: — Ну что же, все-таки я догнал тебя! И он обнял статую, но увидев, что это дерево, ударил ее кинжалом со словами: — А портрет свой она для чего еще оставила здесь? — и удалился. После него показался табунщик, бросивший на произвол свой табун; он нанес статуе удары и последовал дальше. За ним показался чабан, бросивший на произвол отару белых овец; с ружьем за плечом он топает по дороге. И он поступил так же, как и другие до него. Наконец показался всадник в лохмотьях. Чем ближе он подъезжает, тем сильнее плачет. Подъехал он к статуе и продолжает плакать. Плакал он долго, а потом перестал. Оба караульщика вышли к нему из ямы и спрашивают его: — О чем ты плачешь? Он им сказал: — У меня была такая жена, и я ее убил. Теперь я увидел ее образ в статуе, и сердце мое охватила печаль. Вот почему я плачу. — В таком случае поедем с нами к нашему алдару, — сказали они и отвели его к своему алдару. Алдар остался с ним наедине и спрашивает его: — Ну, низкородный, много ли трудностей ты перенес? А он все-таки не узнает свою жену. Тогда она говорит ему: — Я — твоя супруга; ты меня убил, а бог все-таки снова возвратил меня к жизни. Молодой человек, кумияк, остался там со своей женой. Она открылась и перед своим народом. Через некоторое время она объявила народу: — Теперь я должна вернуться на свою родину! Сельчане были опечалены и всем селом двинулись с ней в дорогу, на ее родину. Кумияк и его жена прибыли на родину и стали там жить да поживать. И ты проживи без болезней до их возвращения!
|
Главная
Sayings
Помощь
Каталог
|