World Sayings.ru - Албанская народная сказка - Хрустальная гора Хорошие предложения для хороших друзей

Случайная английская пословица:


ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Албанская народная сказка

ХРУСТАЛЬНАЯ ГОРА

   Жили в деревне очень бедные старик со старухой, и был у них один-единственный сын. На окраине их деревни высилась Хрустальная гора. На ту гору никто не мог ни взойти, ни вскарабкаться, так как не вели туда ни дороги, ни тропинки, ни даже самые крутые и отвесные подъемы. И потому никто никогда не был на Хрустальной горе, хотя всех разбирало любопытство: что же на ней делается, что там находится? Нет ли там чего-нибудь интересного или ценного?
   Пошел однажды крестьянский сын на базар. А в то утро по базарной площади ходил королевский глашатай и взывал к народу:
   — Кто согласен сесть на волшебную птицу филина и взлететь на Хрустальную гору?
   — Я согласен! — ответил юноша.
   Уселся он на волшебную птицу филина и взлетел на Хрустальную гору — у филина там было гнездо. Люди, собравшиеся внизу, стали кричать крестьянскому сыну:
   — Что ты там увидел?
   Тот ответил:
   — Здесь очень много самоцветов, алмазов и серебра!
   — Сбрось нам, да побольше! — ответили ему.
   Стал крестьянский сын сбрасывать вниз драгоценные каменья, алмазы и серебро. Сбежались все, кто был на базаре, хватают драгоценности пригоршнями, засовывают их в карманы, в корзины, в мешки, насыпают в полы. Всякий утащил домой, сколько смог, а потом самые жадные стали прибегать по второму разу и просить:
   — Кидай еще!
   Юноша понял, что люди никогда не насытятся богатством, которое на них сыплется, и крикнул им:
   — А теперь помогите мне спуститься обратно!
   — Еще чего, тебе и там хорошо! Кидай нам камней и серебра! — крикнули ему снизу.
   Что оставалось крестьянскому сыну делать? Походил он, походил по горе и вдруг увидел большую пещеру, а в глубине ее вход внутрь горы. Пошел он туда и вскоре оказался в незнакомой стране.
   Долго ли, коротко ли шел он, но только привела его дорога к густым зарослям высокого кустарника. Рядом с кустарником стоял дом, а в доме жил слепой старик. У старика было стадо в триста голов коз, и они каждый день под предводительством козла-вожака уходили пастись на зеленый луг, расположенный поблизости. Юноша увидел, что козий загон весь в грязи, давно не чищен, а воды в корытах нет, коз поить нечем. Он не поленился, почистил и отмыл загон, налил козам воды в корыта. А потом расположился на отдых в тенистом кустарнике.
   Когда козы вернулись домой и увидели чистый загон, они очень удивились и стали говорить друг другу:
   — Кто же оказал нам такую услугу, вымыл наш загон и принес воды? Старик-хозяин не мог этого сделать, он ведь слепой.
   Старый и мудрый козел-вожак, у которого было во лбу три глаза, сказал на следующее утро молоденькой козе:
   — Сегодня ты останешься дома и будешь сторожить загон. Ты должна увидеть того, кто сослужил нам эту добрую службу.
   Коза осталась в загоне. Ждала, ждала, но так никого и не дождалась, а есть ей захотелось ужасно. Не выдержала она и отправилась в кусты пощипать листочков. В это время крестьянский сын пришел в загон, почистил его, отмыл, налил воды в корыта, а когда заметил, что козы возвращаются домой, снова схоронился в кустарнике.
   Заглянув в чистый загон, козел-вожак спросил молоденькую козу:
   — Эй, коза, и кого же ты видела?
   — Никого я не видела, — ответила коза.
   — Почему ты никого не видела?
   — Потому что я очень проголодалась и пошла пощипать листочков, а когда вернулась, загон был вычищен и отмыт.
   Козел рассердился и забодал молодую козу.
   На следующее утро он сказал другой козе:
   — Сегодня ты останешься дома и будешь сторожить загон. И не вздумай жевать листья в кустарнике, сиди возле загона и никуда не отлучайся.
   Коза осталась возле загона и, как ни мучил ее голод, никуда не ушла. Но день был жарким, и ее сморил сон. Как только коза заснула, юноша вышел из кустарника, почистил и отмыл загон, принес козам воды и снова спрятался в густых зарослях. Проснувшись, коза увидела, что загон чист, а вокруг ни души.
   Вечером вернулось стадо, и козел-вожак спросил:
   — Эй, коза, кого ты видела?
   — Никого я не видела, — ответила коза.
   — Почему же? Неужели и ты ходила в кустарник щипать листья?
   — Не-ет, — виновато проблеяла коза. — Не щипала я листьев. Меня сморил сон.
   Козел-вожак рассердился и забодал молоденькую козу.
   На третий день он сказал козам:
   — Сегодня идите всем стадом на то место, куда я вас обычно вожу, только держитесь вместе и никуда не разбредайтесь. А я останусь дома и сам буду сторожить загон.
   Козы сбились в кучу и отправились на пастбище, а козел-вожак остался сторожить загон. День был жарким, и его сморил сон. Два глаза его заснули, а третий глаз не спал. Юноша подумал, что козел заснул, вышел из кустарника, почистил и помыл загон, принес козам воды. Едва он закончил работу и хотел пойти отдохнуть, как козел-вожак вскочил на ноги, бросился к юноше, схватил его и спросил:
   — Отвечай, ты кто, человек или джинн (Джинн (араб., дух) — в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинны делятся на принявших ислам и делающих добро и на «неверных», которые вводят людей в заблуждение, насылают на них болезни. С распространением ислама вера в джиннов перешла от арабов к другим народам, частично смешавшись с их поверьями. В албанском фольклоре джинны — волшебные существа, преимущественно злые, хотя изредка они могут совершать добрые дела. Появляются только ночью, захватывают жилища, похищают и калечат людей.)?
   — Я человек, — ответил юноша.
   — Тогда я отведу тебя к нашему хозяину, — сказал козел-вожак.
   Пришли они к слепому старику, и юноша сразу же стал обслуживать его и помогать ему по хозяйству. Так прошло несколько дней, и однажды юноша сказал:
   — Отец, пойду-ка я завтра со стадом, буду пасти твоих коз.
   — Иди, — согласился слепой старик, — только не води стадо на ту зеленую лужайку, которая находится возле каменного утеса.
   — Хорошо, — ответил юноша, — не беспокойся, я ни за что не поведу стадо на ту лужайку, которая находится возле каменного утеса.
   Утром он собрал коз и погнал их прямо на ту лужайку, которая находится возле каменного утеса. Козы стали щипать травку, а крестьянский сын уселся на камушек, вынул свирель и громко заиграл. А играть на свирели он был великий мастер. Вдруг из-за утеса вышла прекрасная девушка, волшебница-пери (Пери — персонаж албанского фольклора, девушка необычайной красоты, злая волшебница.).
   — Послушай меня, человечий сын, — сказала она, — давай сделаем так: ты играй на свирели, а я буду танцевать. Кто первым устанет, тот отдаст победителю все, чего бы он ни попросил! Играй, не пожалеешь: так красиво, как я, никто другой на белом свете не танцует!
   — Хорошо! Начинаем! — сказал юноша. Он заиграл на свирели, а пери стала танцевать, да так красиво, как никто другой на белом свете станцевать бы не смог.

World Sayings.ru - Албанская народная сказка - Хрустальная гора

   Стало смеркаться. Пери спросила:
   — Может быть, на сегодня хватит?
   — Как скажешь, — ответил юноша. Он собрал своих коз и пригнал их к старику.
   — Почему ты так поздно вернулся, сынок? — спросил старик. — Сдается мне, что ты гонял коз на ту лужайку, что находится возле каменного утеса?
   — Нет, отец, нет, — ответил юноша.
   И на следующее утро слепой старик попросил его:
   — Только не паси коз, сынок, на лужайке возле каменного утеса.
   — Нет, отец, нет, я не пойду туда, не беспокойся, — заверил его крестьянский сын. Он собрал коз и погнал их прямо к каменному утесу. Едва он уселся на камушек и заиграл на свирели, как из-за утеса вышла волшебница-пери и сказала:
   — Ну, давай начнем, человечий сын! Ты играй на свирели, а я буду танцевать. Я ведь танцую красивее всех на свете!
   Юноша заиграл на свирели, а пери пошла танцевать, и длилась эта пляска до самого вечера. Наконец она сказала:
   — Может быть, на сегодня хватит?
   — Хорошо, — сказал юноша, — как ты хочешь, так пусть и будет.
   Собрал юноша коз и отвел их к старику. Тот сказал:
   — Ты, сынок, сегодня совсем уж ночью вернулся. Наверняка ты водил коз к каменному утесу.
   — Нет, отец, нет, — возразил ему юноша, — не беспокойся, я там не был.
   На следующее утро старик сказал ему:
   — Только не ходи, сынок, к каменному утесу, потому что там-то я и лишился обоих глаз.
   Юноша повел коз прямой дорогой к каменному утесу. Не успел он вынуть из кармана свирель и заиграть, как вышла волшебница-пери и сказала:
   — Ну что, человечий сын, ты уже пришел?
   — Пришел, — ответил юноша.
   — Тогда играй, а я буду танцевать.
   Заиграл юноша на свирели, а пери стала танцевать. Танцевала без передышки до обеда, а потом снова без передышки до самого вечера. Наконец не выдержала и сказала:
   — Ох, и устала же я, — и в изнеможении упала на землю.
   Юноша бросился к ней, схватил, обмотал заранее припасенной веревкой и привязал к старому вязу. Потом подошел к козам и сказал:
   — А теперь собирайтесь, сейчас пойдем домой.
   Пери стала просить его:
   — Иди сюда, человечий сын, освободи меня!
   Юноша ответил:
   — Я освобожу тебя, если ты мне скажешь, где находятся глаза старика!
   — Освободи меня, тогда я скажу!
   — Не верю я тебе, — ответил юноша.
   — Ну хорошо, — сказала пери. — Они вот там, под корнями колючего кустарника. А теперь освободи меня!
   Юноша забрался в колючий кустарник, искал, искал, но ничего не нашел. Исцарапанный, он вылез оттуда и сказал козам:
   — Собирайтесь, пошли домой. Она не хочет говорить правду.
   Козы сбились в стадо и направились по тропинке к дому.
   — Постой, человечий сын! — воскликнула пери. — Освободи меня, а я тебе скажу, где глаза старика. Они под корнями вяза!
   — Не верю я тебе!
   — Ну, посмотри же, вот здесь они, под корнями вяза!
   Юноша вернулся, искал, искал, но так ничего и не нашел.
   — Пошли, — сказал он козам. — Пусть она издохнет тут от голода, возле этого вяза, под корнями которого я ничего не нашел!
   — Постой! — снова крикнула вслед ему пери. — Освободи же меня!
   — Я не освобожу тебя, пока ты не скажешь мне правду!
   — Ну хорошо, подойди к каменному утесу и поищи как следует, они там.
   Юноша подошел к каменному утесу и нашел глаза старика. После этого он сказал козам:
   — Пошли, хватит траву щипать. Завтра мы опять сюда вернемся.
   — Ну отпусти же меня, человечий сын, — взмолилась пери.
   — Раз уж ты сказала мне, где находятся глаза старика, так скажи теперь, как их приживить.
   Больше пери хитрить не стала и ответила:
   — Чтобы приживить их, нужно вывести старика перед рассветом из дому, вставить ему глаза в глазницы и повернуть лицом в ту сторону, откуда должно взойти солнце. Как только первые солнечные лучи упадут ему на веки, он прозреет.
   Юноша освободил пери и погнал стадо домой. Старик давно ждал его и спросил:
   — Почему так поздно, сынок? Наверняка ты гонял коз к каменному утесу!
   — Нет, отец, нет, — ответил юноша.
   Ночью, незадолго до рассвета, юноша разбудил старика и сказал:
   — Отец, выйдем во двор, скоро солнце взойдет, постоим, погреемся на солнышке.
   Встал старик и вместе с юношей вышел из дому.
   — Отец, дай-ка я посмотрю, что у тебя случилось с глазами, — сказал юноша, наклонился к старику и вставил ему в глазницы оба глаза. Потом повернул лицом в ту сторону, где с минуты на минуту должно было взойти солнце.
   — Ой, сынок, ты все же ходил к каменному утесу, — сказал старик.
   — Да, отец, да, — ответил юноша. В это время солнце взошло и лучи его упали прямо на закрытые веки старика. — А теперь открой глаза и смотри! Видишь что-нибудь?
   — Да, сынок, вижу! Я теперь хорошо вижу! Я прозрел! — сказал старик и заплакал от счастья. Он смеялся и плакал и благодарил юношу за самоотверженность и доброту.
   — Ты теперь оставайся дома и смотри за хозяйством, сынок, а уж коз я смогу пасти сам, — сказал он.
   Юноша повел старика умываться и одеваться. Когда старик умывался, из его бороды выпала связка ключей. Их было двенадцать. Старик снял один ключ, положил в карман, а связку протянул юноше:
   — Вот, сынок, возьми себе одиннадцать ключей. В моем доме двенадцать комнат, ты открой одиннадцать из них и все, что там находится, возьми себе, а двенадцатый ключ я придержу. Ты еще молод, увидишь, что там, наделаешь глупостей и наживешь бед!
   Старик ушел пасти коз, а юноша взял одиннадцать ключей и открыл ими одиннадцать комнат. Чего там только не оказалось! Золото, серебро, драгоценные каменья, богатые одежды, а в одной из комнат стоял богатырский конь. Прошло несколько дней, и юноша сказал старику:
   — Отец, а не дашь ли ты мне все-таки ключ от двенадцатой комнаты?
   Старик долго крепился и отнекивался, но потом все же уступил:
   — Вот возьми, — сказал он, — но мне очень жалко тебя, сынок. Ты еще молод, ошибешься, натворишь бед.
   Юноша открыл двенадцатую комнату и увидел, что она пуста, а посреди нее находится водоем. Тогда он притаился за дверью и стал ждать. «Что же в этой комнате может быть такого, из-за чего старик не велел мне открывать дверь и не хотел меня сюда пускать?» — недоумевал юноша. Так он прождал несколько дней и наконец дождался: однажды в комнату через отверстие в крыше влетели три сестры, три Красы земли. Они сбросили с себя платья и стали плескаться в водоеме. Юноша расслышал за дверью, как старшая сестра сказала:
   — Давайте скорее мыться и одеваться, а то как бы не увидел нас здесь человечий глаз.
   Три Красы земли, поплескавшись немного, оделись и вылетели в отверстие на крыше.
   Ровно через три недели сестры прилетели снова, сбросили одежду и стали плескаться в водоеме. Средняя сестра сказала:
   — Давайте поторопимся, а то человечий глаз увидит, как мы тут плещемся!
   Сестры поплескались, побрызгались, затем оделись и вылетели через отверстие в потолке.
   На третью неделю сестры в положенное время прилетели снова, скинули платья и стали плескаться в водоеме. Младшая сестра сказала:
   — Давайте скорее оденемся и улетим, а то человечий глаз увидит, как мы плещемся.
   В это время юноша тихо приоткрыл дверь и схватил пояс, принадлежавший младшей сестре. Три Красы земли вышли из водоема, стали одеваться. Две старшие сестры быстро оделись и вылетели через отверстие в потолке, а младшая стала искать свой пояс. Мечется она по комнате, заглядывает во все углы, а найти пояс не может. А в поясе-то и заключалась ее чудесная сила: одев его, она могла подняться в воздух и улететь, а без него умела только ходить по земле, как все люди.
   Юноша тем временем пошел в одну из комнат, взял переметную суму, наполненную золотом, накинул уздечку на богатырского коня и подвел его к дверям двенадцатой комнаты. Но могучий конь ударился копытом о порог, и старик услышал гулкий звон подковы.
   — Говорил я тебе, сынок, что ты совершишь большую ошибку и наживешь себе беду. Да теперь уж поздно, дело сделано. Все же, если придется тебе очень туго, приходи ко мне, я тебе помогу.
   Юноша поблагодарил старика за доброту и подарки, схватил младшую Красу земли, посадил ее перед собой на богатырского коня и отправился к отцу с матерью. Те очень обрадовались, увидев сына, да еще с невестой. Сыграли свадьбу, и молодые зажили в доме стариков. А пояс своей жены крестьянский сын спрятал в каменный сундучок, ключ от которого отдал на хранение матери, наказав ей ни за что не возвращать пояс невестке и как следует спрятать ключ от сундучка. Приняв все, какие можно, меры предосторожности, он предупредил мать:
   — Если ты вернешь ей пояс, она покинет нас.
   Прошло три года. Однажды у них на улице играли свадьбу. Свекровь собралась идти на свадьбу и позвала с собой невестку, но та отказалась идти без пояса.
   — Обидно мне идти без своего пояса, я буду плохо выглядеть, ведь пояс так меня украшает, — сказала она старухе. А та подумала: «Дом, в котором играют свадьбу, закрыт, я все время буду рядом, куда она убежит?» Достала из каменного сундучка пояс и отдала его невестке. Одела Краса земли свой пояс и сделалась еще краше, чем была. Отправились они на свадьбу и уселись со свекровью на женской половине. А свекрови и невдомек было, что в той комнате, где они сидели, в потолке было отверстие для дыма от очага.
   Начались танцы. Женщины и девушки стали просить Красу земли:
   — Встань, милая, потанцуй немножко и ты!
   Но Краса земли ответила:
   — Я не умею танцевать, дорогие подруги, я умею только летать!
   Женщины ей сказали:
   — Ну хорошо, встань и станцуй, как умеешь.
   Краса земли встала, сделала два-три шага, взмахнула руками и поднялась в воздух. Она сняла с руки обручальное кольцо, бросила его свекрови и сказала:
   — Передай своему сыну, что он не имел права жениться на мне без разрешения моих братьев и сестер, а кольцо пусть останется ему на память.
   С этими словами она вылетела через отверстие для дыма от очага. Все были настолько потрясены и огорчены случившимся, что свадьбу перенесли на другой день. Старуха вернулась домой одна.
   Когда юноша пришел с поля, он увидел, что мать сидит расстроенная и заплаканная, и сразу понял, что Краса земли улетела. Он спросил:
   — Чем ты так огорчена, мать?
   — Невестка улетела, сынок, — ответила старуха.
   — Если моя жена улетела, матушка, то не спрашивай меня, куда отправляюсь я, потому что ты сама во всем виновата. Это ты дала ей пояс, а ведь я предупреждал тебя: «Ни в коем случае не отдавай ей пояс, иначе она покинет нас».
   Мать вручила сыну кольцо невестки и, плача, сказала:
   — Но мне и в голову не могло прийти, что она вылетит через отверстие для дыма в потолке. Я пошла с ней туда потому, что знала: все двери на женской половине будут закрыты. А если бы я оставила ее дома, то меня мучила бы совесть, что она весь день просидела одна, скучала и не видела свадьбу. Вот почему я совершила такую ошибку.
   Юноша отправился на базар. Там королевский глашатай взывал к народу:
   — Кто согласен сесть на волшебную птицу филина и взлететь на Хрустальную гору?
   Юноша отозвался:
   — Я согласен!
   Сел он на волшебную птицу филина и взлетел на Хрустальную гору. Люди, собравшиеся внизу, стали спрашивать:
   — Что ты там увидел?
   Юноша крикнул:
   — Здесь много самоцветов, алмазов и серебра!
   — Сбрось нам, да побольше!
   — Ничего я вам сбрасывать не буду! — ответил юноша.
   Отыскал он вход в пещеру, прошел ее насквозь и оказался на знакомой дороге, которая привела его к дому старика, стоявшему возле зарослей высокого кустарника. Старик, завидев юношу, бросился ему на шею и расцеловал.
   — Ну что, сынок, говорил я тебе, что ты еще молод? Натворил бед, а теперь небось не знаешь, что и делать? — спросил он.
   — Да, отец, улетела моя жена. Скажи, пожалуйста, к тебе три Красы земли больше не прилетали?
   — Нет, сын мой, с того дня, как ты похитил младшую сестру, больше они сюда не прилетали.
   — Где же мне теперь их искать?
   — Не знаю, сынок. Молод я еще, не все, что делается на белом свете, знаю. Мне и всего-то еще сто лет. Может быть, мой старший брат что-нибудь знает, ему все-таки уже двести лет. Сходи к нему, а я тебе расскажу, где он живет.
   Отправился юноша к старшему брату старика и спросил его:
   — Не знаешь ли ты, отец, где живут три Красы земли?
   — Нет, — ответил тот. — Куда мне все знать, я еще молод, мне всего двести лет. Сходи лучше к нашему старшему брату, ему триста лет, он уже много всего знает.
   Пошел юноша к третьему старику и спросил:
   — Скажи мне, отец, где живут три Красы земли?
   Третий старик был совсем маленький, сухонький и весь сморщенный. Он прошамкал в ответ:
   — Не знаю, где они живут. Но я знаю, где находится родник, из которого их служанки носят им воду.
   Он объяснил юноше, как пройти к этому роднику, и тот немедля отправился туда и стал ждать, спрятавшись за деревом. Вскоре пришла служанка и стала набирать воду в кувшин. Юноша вышел к ней и спросил:
   — Девушка, ты чья будешь?
   Та ответила:
   — Я служанка старшей Красы земли.
   — Хорошо, иди домой, — сказал юноша.
   Через час пришла другая служанка и стала набирать воду в кувшин.
   — Девушка, ты чья будешь? — спросил юноша, подходя к ней.
   — Я служанка средней Красы земли.
   — Хорошо, иди домой, — сказал юноша.
   Пришла третья служанка и тоже стала набирать из родника воду в кувшин.
   — А ты чья будешь? — спросил ее юноша.
   — Я служанка младшей Красы земли, — ответила девушка.
   — Дай мне напиться воды из твоего кувшина, — попросил юноша.
   — Не могу я, это кувшин моей хозяйки. Она заругает меня, если узнает, что из него кто-то пил, — возразила служанка.
   Но юноша властно и строго сказал ей:
   — Я приказываю тебе — дай мне напиться!
   Служанка испугалась и отдала ему кувшин. Растерявшись и в спешке она не заметила, как он бросил в кувшин кольцо. Придя домой, она отдала кувшин младшей Красе земли. Та наклонила его, чтобы отпить воды, и увидела на дне кувшина свое обручальное кольцо. Она поспешила к сестрам и с радостью им сообщила:
   — Меня разыскал мой муж! Он ждет меня возле родника!
   Сестры взялись за руки, и все вместе полетели к роднику.
   Юноша вышел им навстречу. Но три Красы земли предупредили его:
   — Наши братья — людоеды. Если ты хочешь попасть к нам в дом, придется тебя заколдовать.
   Юноша согласился, и сестры превратили его в яблоко. Младшая Краса земли сунула яблоко в карман, и сестры полетели домой.
   Вечером пришли с работы двенадцать их братьев. Все они были дивы-людоеды (Див — отрицательный персонаж албанского фольклора, людоед, обжора, силач и великан.), один другого сильнее, выше и кровожаднее. Войдя, они сразу учуяли человечий дух.
   — Сестры, а почему у нас человечиной пахнет? — спросили они прямо с порога.
   — Откуда тут быть человеку? Мы целый день сидели дома и никуда не выходили, — ответили им сестры. — Наверно, вы где-нибудь наелись человечины, вас теперь и преследует этот дух.
   — Нет, сестры, здесь есть человек, нас не обманешь. Покажите нам его.
   Сестры долго отнекивались, наконец признались:
   — Хорошо, здесь есть человек. Но мы вам покажем его только в том случае, если вы поклянетесь, что не съедите его!
   Братья поклялись:
   — Мы клянемся вам горами и долами, которые нас окружают, что не съедим его!
   Сестры рассмеялись:
   — Нет, дорогие братья, это не клятва, — сказали они. — Поклянитесь жизнью своих сестер, что не съедите его!
   Делать нечего, пришлось дивам сказать:
   — Клянемся жизнью своих сестер, что не съедим его!
   Тогда младшая Краса земли вытащила из кармана яблоко, и сестры снова превратили его в человека. Они объяснили братьям, что это суженый их младшей сестры и приехал он за ней, но чтобы увезти ее с собой, ему нужно согласие ее братьев-дивов. Братья ответили:
   — Хорошо, мы разрешим ему увезти нашу сестру, если он окажется сильнее и сноровистее нас.
   На том и порешили. На следующее утро пошли дивы в лес за дровами и взяли с собой юношу.
   — Если принесешь охапку больше нашей, значит, ты сильнее нас, — сказали они.
   Дивы наломали высоких деревьев, связали их в огромные охапки и приготовились тащить домой. Юноша понял, что ему никогда не поднять такую охапку. С собой он прихватил большой клубок тонкой веревки. Привязав конец ее к одному из стволов, он пошел вдоль леса, разматывая клубок на ходу.
   — Что ты собираешься делать, братец? — спросили его дивы.
   — Не хочу я мелочиться, таскать дрова охапками. Сейчас обмотаю весь лес веревкой и притащу домой.
   — Что ты, что ты, братец! Нельзя делать этого! — закричали в испуге дивы. — Жители нашей деревни рассердятся. Они никогда не позволят нам притащить весь лес к себе во двор! Но если ты можешь это сделать, значит, ты сильнее нас.
   Дивы взвалили охапки дров себе на плечи и отправились домой. Рядом с ними шагал юноша с пустыми руками. Завидев их, сестры спросили:
   — Что это значит, дорогие братья?
   Те ответили:
   — Ох, сестрички, а он и вправду сильнее нас. Он хотел весь лес обмотать веревкой и притащить домой, но мы ему не позволили.
   На следующее утро дивы-людоеды сказали юноше:
   — Сегодня пойдем за водой к чесме.
   Они взяли с собой огромные бочки, а юноша взял мотыгу и лопату. Пришли они все вместе к роднику, дивы наполнили водой свои необъятные бочки, а юноша стал окапывать землю вокруг чесмы.
   — Что ты собираешься делать, братец? — спросили дивы.
   — Я не такой слабосильный, как вы, — ответил юноша. — Не буду я таскать по одной бочке, а выкопаю лучше всю чесму и принесу ее домой.
   — Что ты, что ты, братец, не делай этого! — взмолились дивы. — Крестьяне нашей деревни никогда не позволят нам перетащить чесму к себе во двор, иначе они останутся без воды. Ты и вправду сильнее нас, коли так. Ладно уж, мы понесем свои бочки, а ты иди налегке, только чесму не трогай.
   Вернулись они домой, сестры и спрашивают:
   — Ну как он, не оплошал?
   Братья-дивы, помрачнев, ответили:
   — Он сильнее нас. Он хотел выкопать всю чесму и принести ее домой, да мы ему не позволили, иначе вся деревня осталась бы без воды.
   На третий день братья сказали юноше:
   — Сегодня мы пойдем на охоту.
   Пошли они все вместе в поле и увидели вдалеке зайца. Один из дивов погнался за ним и поймал длинноухого голыми руками. Патом они подошли к грецкому ореху, росшему в зарослях густого кустарника, и выпустили там зайца. На самой вершине грецкого ореха заметили они один-единственный еще не опавший орешек. Дивы сказали юноше:
   — Достань-ка ты сначала этот орех, а потом поймай зайца. Орех доставай, как хочешь: или залезь на верхушку дерева, или пригни ствол к земле.
   Юноша полез на дерево и сорвал орех. А дивам вздумалось поозорничать, и они стали раскачивать орех из стороны в сторону. Юноша вцепился в ветку дерева, но не удержался и упал. А когда упал, то увидел, что упал прямо на зайца.
   — Поймал я, братцы, вашего зайца! — крикнул он дивам.
   Те увидели зайца в руках юноши и очень удивились.
   — Ладно, — сказали они. — Хватит охотиться, пошли домой.
   Дома сестры спросили:
   — Ну как, удачно он поохотился?
   — Очень удачно. Он умудрился одновременно сделать два дела: спрыгнуть с грецкого ореха и поймать зайца. Он намного сильнее и сноровистее нас. А ты, сестра, — обратились они к младшей Красе земли, — собирай свои вещи и готовься в путь. Завтра поедешь с ним к его родителям. Мы тебя отпускаем. Живите и будьте счастливы.

Главная

Sayings

Помощь

Каталог





0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87



С помощью поиска можно
выбрать лучшую народную мудрость мира,
необходимую именно Вам и именно сейчас.
Поиск по всей коллекции:
"Пословицы и поговорки народов мира"
World Sayings.ru



Главная | Sayings | Помощь | Литературный каталог



NZV © 2001 - 2022